Previous Page  166 / 397 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 166 / 397 Next Page
Page Background

Механики XXI веку. №16 2017 г.

166

блема рационального выбора эксплуатационных нагрузок при расчете подобных деталей на

усталостную прочность является основополагающей для повышения надежности привода.

Общепринятый подход к решению обозначенной проблемы базируется на использо-

вании в конструкторских расчетах функциональных зависимостей распределения времени

функционирования привода при различных сочетаниях частот вращения и действующих

крутящих моментов, данные о которых получают на базе информации об условиях эксплуа-

тации станков-аналогов. Однако особенность расчетов комплектующих привода станков на

первоначальном этапе проектирования заключается в использовании и учете эквивалентных

нагрузок, а не эквивалентных напряжений, поскольку определенное конструктивное испол-

нение узлов и их деталей, как правило, еще не известно.

При создании же принципиально новой конструкции интегрального станка, когда

аналоги либо отсутствуют, либо только в первом приближении соответствуют вновь разра-

батываемому оборудованию, задача существенно усложняется. Связать это можно только с

тем, что эксплуатационные нагрузки многоцелевого металлообрабатывающего оборудования

представляют собой систему коррелированных случайных величин, зависящих от многочис-

ленных и разнообразных факторов, сочетания которых многовариантны и носят вероятност-

ный характер [31]. Более того, требуется определенный прогноз условий эксплуатации про-

ектируемого станка задолго до их проверки на практике. Поскольку, на стадии разработки

технического предложения достоверная информация чаще всего отсутствует, а вопрос обос-

нованного назначения рациональных (оптимальных) эксплуатационных нагрузок на данный

момент не решен, то основным инструментом при поиске данных факторов является исполь-

зование стандартных методик и рекомендаций, как показывает практика, приводящих к за-

вышенной металлоемкости технологического оборудования.

Цель работы

: разработка методики математического моделирования распределения

эксплуатационных характеристик.

Теория.

Эффективная мощность (

Р

[кВт]), частота вращения (

n

[мин

-1

]) и крутящий

момент (Т [Н м]) на шпинделе – это те главные эксплуатационные характеристики техноло-

гического оборудования, которые образуют систему взаимосвязанных случайных величин,

зависящих от большого числа аддитивно и мультипликативно действующих факторов (пара-

метров технологических операций). Исходя из этого, в основу математической модели, адек-

ватно отражающей специфику условий функционирования гибридного металлообрабаты-

вающего оборудования [32, 33], целесообразно положить принцип суперпозиции. В соответ-

ствии с ним дифференциальная функция распределения для системы эксплуатационных ха-

рактеристик имеет вид:

 

 

1

,

,

q

q q

yx fp

yxf

, (1)

где

 

yx f

q

,

- дифференциальная функция элементарных (частных) распределений экс-

плуатационных характеристик

х

и

у

(соответственно

T

и

n

) для некоторых (

q - x

) условий об-

работки (мощность

Р

в число аргументов этой функции не входит, так как является произ-

водной от

n

и

T

);

p

q

- вероятность работы интегрального станочного комплекса в этих усло-

виях;

- число разных условий обработки, реализуемых на станке.

Статистическими исследованиями установлено, что при определенных сочетаниях

технологических факторов для некоторых условий обработки, рассматриваемые эксплуата-

ционные характеристики можно описать логарифмически нормальным законом распределе-

ния. В связи с этим произведем в формуле (1) замену переменных:

T x

ln

;

n y

ln

, после че-

го функцию

f(x, y)

можно представить в виде поверхности распределения (рис. 1). Всю на-

чальную информацию, необходимую для ее создания, можно получить на этапе прогнозиро-

вания технических характеристик технологического оборудования [31–33] или взять из тех-

нического задания на его проектирование.

В свою очередь, для исследования нагрузок, которые будут действовать на отдельные

элементы привода, вместо поверхности более целесообразно использовать картину распре-