Previous Page  143 / 397 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 143 / 397 Next Page
Page Background

Современные технологии и автоматизация в машиностроении

143

УДК 621.923.025

Исследование микроструктуры поверхности сплава ТН-20 после

комбинированного метода электроалмазной обработки

Лосев Е.Д.

, Кузнецов А.М.

1

1

Братский государственный университет, ул. Макаренко 40, Братск, Россия

а

_elk_@mail.ru

Ключевые слова

: электроалмазное шлифование, безвольфрамовые твёрдые сплавы, БВТС,

алмазный круг, ТН-20

Безвольфрамовые твёрдые сплавы разрабатывались для замены более дорогих вольфрамосо-

держащих твёрдых сплавов. На сегодняшний день они не получили широкого применения в промыш-

ленности вследствие нестабильности их свойств. Данные исследования направлены на выявление

причин нестабильности свойств безвольфрамовых твёрдых сплавов с целью их устранения. Во время

металлографических исследований пластин из сплава ТН-20 на передних поверхностях были обна-

ружены кривые белые полосы

хвосты

. В литературе ранее не было описано это явление, поэтому

была поставлена задача, выяснить причину их появления, отличие в химических и физических свой-

ствах материала хвоста, и как конечная цель, определить каково их влияние на качество заточенно-

го инструмента. Проведённые исследования показывают, что размеры и форма «хвостов» зависит

от режимов затачивания и что данный дефект присутствует до заточной операции.

Безвольфрамовые твёрдые сплавы разрабатывались как альтернатива более дорогим

сплавам групп ВК и ТК. На данный момент они не получили широкое распространение на

производстве в связи с нестабильностью их свойств. На кафедре «Технология машинострое-

ния» БрГУ проводится ряд исследований, целью которых является выявление причин неста-

бильности свойств БВТС с целью их устранения [1-16]. Как известно из литературного обзо-

ра [17-22], затачивание БВТС традиционными методами малоэффективно, поэтому для под-

готовки инструмента к работе нами используется комбинированный метод электроалмазной

обработки [23-25]. Данный вид затачивания позволяет получать высокое качество обрабо-

танной поверхности и снизить величину дефектного слоя, и как следствие повысить стой-

кость режущего инструмента [26-28].

Нами было проведено исследование микроструктуры поверхности сплава ТН-20 по-

сле комбинированного метода электроалмазной обработки. Для проведения исследований

были выбраны пластины, заточенные на различных режимах резания. Причем при обработке

каждой режущей кромки инструмента изменялись такие параметры как:

- скорость круга (от 17 до 52 м/с);

- продольная подача (от 0,5 до 2 м/мин);

- глубина резания (от 0,02 до 0,1 мм/дв. ход);

- ток правки круга (от 0,2 до 1,8 А/см

2

);

- ток травления инструмента (от 10 до 40 А/см

2

).

Во время металлографических исследований, с целью выявления наиболее качествен-

но заточенных кромок, на передних поверхностях пластин были обнаружены кривые белые

полосы (

хвосты

), которые четко выделились на фоне более темной, основной массы пла-

стины (рис. 1). Так как: в литературе аналогичное явление не упоминается, нами было про-

ведено более углубленное исследование этих

хвостов

. При этом была поставлена задача,

выяснить причину их появления, отличие в химических и физических свойствах материала

хвоста, и как конечная цель, определить каково их влияние на качество заточенного инстру-

мента. Для выяснения этих вопросов наряду с металлографическими исследованиями были

использованы возможности микроанализатора Link - 860 проводить локальный химический

анализ, а также особенности наконечника Кнуппа твердомера малых нагрузок фирмы

WOLPERT

.