Previous Page  64 / 397 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 64 / 397 Next Page
Page Background

Механики XXI веку. №16 2017 г.

64

УДК 621.891. 539

Оценка влияния режимов фрикционной обработки

на характеристики наносимого покрытия

Гордеева Э.С.

a

, Богуцкий В.Б.

b

, Шрон Л.Б.

c

Севастопольский государственный университет, Университетская 33, Севастополь, Россия

a

eleonora.gordeeva@yandex.ru, b bogutskivb@yandex.ru

,

c

shronlb@rambler.ru

Ключевые слова:

финишная антифрикционная безабразивная обработка, покрытие, микро-

твёрдость, т

ехнологическая среда

В статье решается задача оценки влияния режимов финишной антифрикционной безабра-

зивной обработки на микротвердость нанесенного покрытия и его толщину. Показано, что микро-

твердость нанесенного покрытия и стальной поверхностей при применении рекомендуемых в лите-

ратуре технологических режимов увеличивается с повышением удельного давления инструмента на

поверхность обрабатываемой детали, шероховатость поверхности при этом не изменялась по

сравнению с исходной. На толщину наносимого слоя в равной мере влияют величина продольной по-

дачи и скорость скольжения. Для улучшения качества покрытия и повышения производительности

процесса предложен состав технологической среды, применение которой позволило повысить ско-

рость скольжения, продольную подачу и снизить необходимое удельное давление при обеспечении

заданного качества наносимого покрытия. Толщина наносимого покрытия при этих условиях мо-

жет быть увеличена.

Повышение надежности и долговечности машин является одной из основных проблем

современного машиностроения. Статистический анализ, проведенный авторами [1, 2, 3, 4 и

др.] показывают, что главной причиной выхода из строя машин является износ деталей под-

вижных сопряжений под влиянием сил трения. В связи с этим особое значение приобретает

повышение износостойкости деталей технологическими методами, определяющими характе-

ристики рабочих поверхностей. Среди используемых технологических методов достаточно

широко применяется метод финишной антифрикционной безабразивной обработки (ФАБО).

Стальные детали для предохранения от схватывания, улучшения приработки и повышения

противозадирных свойств покрывают тонким слоем медного сплава (латуни или бронзы).

Согласно [1, 2, 3, 4 и др.] для нанесения на поверхность детали слоя медного сплава толщи-

ной 3…4

мкм

рекомендуются следующие режимы: скорость скольжения инструмента из

медного сплава по поверхности обрабатываемой детали

V=0,15…0,20 м/с

; удельное давление

p

u

=

100…120 MPа

; продольная подача

S

=

0,10…0,15 мм/об

, с подачей в зону нанесения по-

крытия технологической среды - глицерина (

C

3

H

5

(OH)

3

).

На основе анализа работ [1, 2, 3 и др.] можно сделать вывод, что исследования глав-

ным образом, сводились к выбору режимов нанесения покрытия на детали какого- либо кон-

кретного узла, работающего в определенных условиях. Качеству получаемого покрытия и

характеристикам поверхностного слоя детали, обрабатываемой методом ФАБО, должного

внимания не уделялось. Исходя из этого, была поставлена задача оценки влияния режимов

финишной антифрикционной безабразивной обработки на микротвердость нанесенного слоя

и его толщину. Эксперименты проводились на образцах, изготовленных из стали 45, с ис-

пользованием следующих режимов обработки:

p

u

=40…120 MPа

,

V=0,1…1,5 м/с,

S=0,05…0,3 мм/об

, наносимое покрытие сплав Л68. Нанесение покрытие осуществлялось с

использованием разработанного приспособления [5], технологическая среда - глицерин.

Микротвердость контролировалась на микротвердомере ПМТ-3, измерения толщины покры-

тия проводились на косых микрошлифах с использованием инструментального микроскопа

ММИ.

Результаты проведенных экспериментов по изучению влияния режимов ФАБО на

микротвердость нанесенного покрытия и его толщину представлены в виде графических за-

висимостей (рис. 1 и рис. 2). Кривые 1 и 2 (рис.1) отображают зависимость микротвердости