Механики XXI веку. № 16 2017 г.
372
Радиатор
Двигатель
Компенсационный бак
Термостат
радиатора
Водяной насос
Поток жидкости только при
работающем двигателе
Клапан
системы
отопления
Перепускной клапан
контролирующий
подачу рабочей
жидкости в
Теплообменник
Отопитель с
водяным
насосом
Рис. 2. Гидравлическая схема подключения отопителя
Теплообменник представляет собой змеевик, который проложен двумя ярусами на дне
бака, т.е. одна часть змеевика поверх другой части, таким образом, змеевик способен под-
держивать температуру греющей жидкости за счет «самопрогрева». В зависимости от грею-
щей жидкости (теплоносителя), можно выбрать разный материал змеевика (таблица 1). Эту
систему разогрева можно сделать автоматической. Для этого необходимо дополнительно ус-
тановить в бак температурный датчик, а так же установить реле времени в цепь сопротивле-
ния от аккумуляторной батареи
Таблица 1
Совместимость материала корпуса и теплоносителя тепловой трубы
Теплоноситель
Материал
Вода
Фреон Ацетон Спирт
Медь
+
+
+
+
Алюминий
-
+
+
-
Нержавеющая
сталь
-
+
+
+
Углеродистая сталь
-
+
+
-
Принцип работы теплообменника:
Греющая жидкость (антифриз) проходя через автономный жидкостный нагреватель-
ный прибор, достигает рабочую температуру и поступает в змеевик. Все части змеевика про-
греваются, в результате теплообмена прогревается гидравлическое масло находящееся в гид-
равлическом баке.
В контур змеевика антифриз поступает с температурой +70 ˚С, при выходе темпера-
тура опускается до +50 ˚С, благодаря конструкции змеевика температура не опускается ни-
же, что вполне вероятно при температуре окружающей среды -40 ˚С и отсутствии теплоизо-
ляции. В итоге, гидравлическое масло, находящееся в баке, на выходе из змеевика имеет ра-
бочую температуру.
Вывод: При использовании рассмотренного теплообменника в системе термостатиро-
вания рабочей жидкости, можно добиться повышения работоспособности и эффективности
гидропривода машин в условиях низких температур.
Литература:
1.
Каверзин С.В., Лебедев В.П., Сорокин Е.А. Обеспечение работоспособности гидравлического
привода при низких температурах. – Красноярск: 1997. – 240с.
2.
Каверзин, С. В. Проектирование гидробаков для строительных и дорожных машин / С. В.
Каверзин // Строительные и дорожные машины, 1982. – № 8. – С. 24–25.
3.
Башта, Т. М. Гидропривод и гидропневмоавтоматика / Т. М. Башта. – М.: Машиностроение, 1972.
– 320 с.