Previous Page  244 / 457 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 244 / 457 Next Page
Page Background

Механики XXI веку. №15 2016 г.

244

13.

Огар П.М., Тарасов В.А., Семенов С.А. Особенности учета трения при проектировании затворов

трубопроводной арматуры // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2013. № 3 (39). С.

113-118.

14.

Соболь И.М., Статников, Р.Б. Выбор оптимальных параметров в задачах со многими критериями.

М.: Дрофа, 2006. 175 с.

15.

Белокобыльский С.В., Огар П.М., Тарасов В.А. Многокритериальный подход к проектированию

затворов к проектированию затворов трубопроводной арматуры // Современные технологии. Системный ана-

лиз. Моделирование. 2007. № 15. С. 6-10.

16.

Огар П.М., Тарасов В.А., Корсак И.И. Оптимальное проектирование затворов трубопроводной ар-

матуры. Братск: Изд-во БрГУ, 2012. 145 с.

17.

Огар П.М., Тарасов В.А., Межецкий В.И. Расчет герметичности затворов трубопроводной армату-

ры и сосудов высокого давления // Системы. Методы. Технологии. 2011. № 9. С. 45-50.

Improving the design technique of sealing joints

Gorokhov D.B.

a

, Kozhevnikov A.S.

b

Bratsk State University, 40 Makarenko str., Bratsk, 665709 Russia

a

gorokhov@brstu.ru

,

b

kozhevnikovart@inbox.ru

Keywords:

sealing joint, pipeline valves, gate, sliding piston, saddle, design, multicriterion approach,

tightness, resource.

By the example of design of special pipeline valves, the problems of improving the design technology of sealing

joints are considered. Process of design is formalised and considered as a special case of development of

multidimensional system. In the design of valves, the mathematical models describing intense the stress-strain state in

the region of a contact of a sliding piston and a saddle, a contact interaction of rough surfaces at elastic and elastic-

plastic contacts, leak through a sealing joint, wear and destruction are used. The developed technique of optimum

design of pipeline valves gates allows to provide uniform probing of space of initial parameters, to make the table of

computing tests, to define a set of constructions satisfying to the strength conditions, specified standards of tightness

and a resource, to define Pareto set and to choose optimum construction parameters of gates. The obtained results are

applicable for design of flange and compression joints, vessels gates and high-pressure apparatuses and other sealing

joints.

УДК 621.81 (075): 621.78.001.5 (075)

Некоторые аспекты комплексной технологии упрочнения

поверхности элементов газораспределительного механизма

двигателя внутреннего сгорания

Некрасов Ю.Г., Шмаков Н.В., Елисеева О.А.

Бийский технологический институт (филиал) АлтГТУ им. И.И Ползунова, ул. Трофимова 27, г. Бийск,

659305, Алтайский край, Россия

аat@bti.secna.ru

Ключевые слова:

поверхностный слой, зона контакта, упрочнение, газораспределительный

механизм, химико-технологические методы, поверхностно-пластическое деформирование, цемента-

ция, азотирование комплексная технология, приработочные жидкости, смазочные масла, математи-

ческое моделирование комплексная технология

В статье, на основе краткого анализа процессов, протекающих в зоне контакта деталей узлов тре-

ния, применяемых методов их упрочнения, изложены некоторые аспекты и предложена комплексная техноло-

гия формирования поверхностных слоев элементов наиболее ответственного и нагруженного газораспреде-

лительного механизма (ГРМ). В комплексной технологии предлагается учитывать недостатки отдельных

способов упрочнения: поверхностно-пластического деформирования, химико-термической обработки, элек-

трохимических способов и микродугового оксидирования, применяя более дешевые конструкционные материа-

лы, на которых формируются поверхностные слои с требуемыми, в условиях эксплуатации триботехнически-

ми свойствами. В качестве компонентов приработочной среды и смазочного масла предлагается использо-

вать полиазотистые соединения, образующие в условиях трения атомарный азот, участвующий в диффузи-

онном азотировании и образовании нитридов в поверхностном слое деталей узлов трения, что позволит при-

мерно в 3 раза повысить их триботехнические свойства, экономичность, экологичность и полнее реализовать

мощностные характеристики автотракторных двигателей внутреннего сгорания (ДВС).