Previous Page  171 / 457 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 171 / 457 Next Page
Page Background

Современные технологии и автоматизация в машиностроении

171

раз (рис. 5 б). Подавление автоколебаний выразилось в уменьшении глубины их следов на поверхно-

сти резания и улучшении качества обработанной поверхности (рис. 4 б). Частота автоколебаний с

увеличением разности шагов зубьев также подвергалась небольшим изменениям (см. рис. 3 б).

а)

б)

Рис. 5. Спектрограммы колебаний заготовки при фрезеровании

с равномерным расположением зубьев (а) и со смещением четных зубьев на 4 градуса (б)

Полученные в опытах результаты можно объяснить с позиции теории регенеративных авто-

колебаний [17]. Их развитие и поддержание происходит вследствие самоорганизации путем под-

стройки фазы текущих колебаний к фазе вибрационного следа на поверхности резания. С установле-

нием разности фаз +90° такая подстройка происходит в течение одного – двух колебаний после

встречи зуба с вибрационном следом на поверхности резания от предыдущего зуба. В условиях на-

ших опытов при равномерном расположении зубьев частота автоколебаний составляет 159 Гц. При

скорости резания

746 ,2

V

м/с длина волны автоколебаний составляет

271 ,17

 

f

V l

мм. При равно-

мерном

расположении

восьми

зубьев

расстояние

между

зубьями

составляет

087 ,49

8

125 14,3

 

 

z

D L

мм. Тогда на поверхности резания между зубьями располагается количе-

ство волн

84,2

 

l

L n

. Из теории регенеративных автоколебаний известно, что если дробный оста-

ток числа волн автоколебаний равен 0,75, что соответствует начальному сдвигу фаз 270° (+90°), про-

исходит усиление автоколебаний. При дробном остатке 0,25, соответствующем начальному сдвигу

фаз -90°, происходит гашение автоколебаний. При дробном остатке 0 (1) или 0,5 начальный сдвиг фаз

соответствует 0° и 180°. Эти последние два значения начального сдвига фаз являются индеферент-

ными к возбуждению и гашению автоколебаний.

В нашем случае при равном расположении зубьев дробный остаток 0,84 близок к значению

0,75, что способствует возбуждению автоколебаний. То есть, системе почти не нужно подстраиваться

под колебания следа, и автоколебания свободно развиваются до амплитуды 352 мкм. При смещении

зубьев, как видно из графика на рис. 3б, происходит почти полное гашение автоколебаний с умень-

шением их амплитуды почти в 20 раз. Это можно объяснить следующим образом. При смещение

четных зубьев на четверть длины волны автоколебаний, что составляет по углу примерно 4°, раз-

ность соседних шаговзубьев составляет половину длины волны автоколебаний. Колебания смежных

зубьев в этом случае должны происходить в противофазе, что невозможно из-заих нахождении на

общем корпусе. Кроме того, начальные сдвиги фаз имеют значения, близкие к 0 и 0,5. Действительно,

расстояние между зубьями №1 и №2 равно 49,087 + 4,318 = 53,405 мм, а расстояние между зубьями

№2 и №3 равно 49,087 - 4,318 = 44,769 мм. Количество волн автоколебаний между зубьями №1 и №2

составляет

09,3

271 ,17

405 ,53

n

. Количество волн между зубьями №2 и №3 равно

59,2

271 ,17

769 ,44

n

.

При разности соседних шагов, равной длине одной волны автоколебаний, смещение зубьев

составляет 8° и автоколебания должны возрастать. Однако, как видно из графика на рис 3 б, и в этом

случае происходит гашение автоколебаний. Это объясняется действием величины начального сдвига

фаз. Расстояние между зубьями №1 и №2 равно 49,087 + 4,318 × 2 = 57,723 мм, расстояние между