Previous Page  347 / 457 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 347 / 457 Next Page
Page Background

Конструкции, технические и эксплуатационные свойства транспортных средств

347

УДК 629.3.027.4

Плавность хода автомобиля с колёсами повышенной безопасности

Назиров А.К.

a

, Зинченко В.А.

b

Братский государственный университет, ул. Макаренко 40, Братск, Россия

a

aleg.91.91@mail.ru

,

b albertovna-v@mail.ru

Ключевые слова

: колебания автомобиля, долеоктавный спектральный анализ, третьоктав-

ный спектральный анализ, среднее квадратичное ускорение, вертикальное виброускорение, осцилло-

грамма, безопасные колёса с упругими опорными кольцами

Боестойкие колёса современных бронетранспортёров и военных автомобилей способны сохранять

свои функции при потере избыточного давления воздуха в пневматических шинах, но при этом ухудшаются

показатели большинства эксплуатационных свойств и снижается боевая эффективность колёсных машин.

Научные исследования, направленные на повышение плавности хода как одного из основных эксплуатационных

свойств колёсных машин, были и остаются актуальными. Приведены результаты сравнительных испытаний

на плавность хода легкового автомобиля малого класса с экспериментальным образцом колеса повышенной

безопасности без избыточного давления воздуха в пневматической шине. Данные Результаты испытаний мо-

гут быть востребованы изготовителями гражданских и военных автомобилей, спецавтотранспорта и колёс-

ной бронетехники с усиленной противоминной защитой при проектировании движителей и систем подрессо-

ривания, в том числе активных подвесок, позволяющих снизить нагрузку на повреждённую пневматическую

шину.

Колёса повышенной безопасности гражданских автомобилей способны сохранить возмож-

ность движения даже при полной потере избыточного давления воздуха в одной или нескольких

пневматических шинах [1, 2].

В рамках научной работы были изготовлены экспериментальные образцы [3, 4] колёс повы-

шенной безопасности с пневматическими шинами и упругими опорными кольцами для легкового ав-

томобиля малого класса. На рис. 1 приведены фотографические снимки упругих опорных колец, из-

готовленных из отечественных марок эластичных двухкомпонентных полиуретанов горячего отвер-

ждения.

Испытания и оценка плавности хода [5 – 8] автомобиля ВАЗ 2115 с экспериментальным об-

разцом колеса повышенной безопасности без избыточного давления воздуха в пневматической шине

была проведена с помощью комплекта виброизмерительной аппаратуры, в состав которого входит:

переносной анализатор спектра низкочастотного диапазона ZET 017-U2, акселерометры пьезоэлек-

трические ВС 110, акселерометр ёмкостной

ВС 201

, усилитель сигналов ZET 410, а также нетбук и

автомобильный преобразователь напряжения.

ОСТ 37.001.275-84

"

Автотранспортные средства. Методы испытаний на плавность

хода

" также позволяет оценить уровень вибраций, испытываемых водителем и пассажирами

автомобиля, с помощью корректированных значений вертикальных и горизонтальных (про-

дольных и поперечных) виброускорений:

n

1i

2

i

2

i

,kσ

σ

где

i

среднее квадратичное виброускорение в i-ой октавной или 1/3-октавной полосе частот;

-

i

k

весовой коэффициент, характеризующий чувствительность человека к вибрациям в i-ой полосе

частот;

-

n

число обобщаемых октавных или 1/3-октавных полос частот.

Корректированные значения виброускорений нормируются

ОСТ 37.001.291-84 "

Авто-

транспортные средства. Технические нормы плавности хода

" в зависимости от типа автотранспорт-

ного средства и номера участка специальной дороги Автополигона НАМИ. В то же время сравни-

тельные испытания на плавность хода в соответствии с ОСТ 37.001.275-84 допускается проводить на

участках автомобильных дорог общего пользования.

Измерение вертикальных виброускорений, действующих на пассажиров легкового ав-

томобиля ВАЗ 2115, производилось с помощью дублирующих друг друга акселерометров

ВС

110 и

ВС 201, установленных на правый кронштейн крепления заднего сидения

без промежу-