

Конструкции, технические и эксплуатационные свойства транспортных средств
347
УДК 629.3.027.4
Плавность хода автомобиля с колёсами повышенной безопасности
Назиров А.К.
a
, Зинченко В.А.
b
Братский государственный университет, ул. Макаренко 40, Братск, Россия
a
aleg.91.91@mail.ru,
b albertovna-v@mail.ruКлючевые слова
: колебания автомобиля, долеоктавный спектральный анализ, третьоктав-
ный спектральный анализ, среднее квадратичное ускорение, вертикальное виброускорение, осцилло-
грамма, безопасные колёса с упругими опорными кольцами
Боестойкие колёса современных бронетранспортёров и военных автомобилей способны сохранять
свои функции при потере избыточного давления воздуха в пневматических шинах, но при этом ухудшаются
показатели большинства эксплуатационных свойств и снижается боевая эффективность колёсных машин.
Научные исследования, направленные на повышение плавности хода как одного из основных эксплуатационных
свойств колёсных машин, были и остаются актуальными. Приведены результаты сравнительных испытаний
на плавность хода легкового автомобиля малого класса с экспериментальным образцом колеса повышенной
безопасности без избыточного давления воздуха в пневматической шине. Данные Результаты испытаний мо-
гут быть востребованы изготовителями гражданских и военных автомобилей, спецавтотранспорта и колёс-
ной бронетехники с усиленной противоминной защитой при проектировании движителей и систем подрессо-
ривания, в том числе активных подвесок, позволяющих снизить нагрузку на повреждённую пневматическую
шину.
Колёса повышенной безопасности гражданских автомобилей способны сохранить возмож-
ность движения даже при полной потере избыточного давления воздуха в одной или нескольких
пневматических шинах [1, 2].
В рамках научной работы были изготовлены экспериментальные образцы [3, 4] колёс повы-
шенной безопасности с пневматическими шинами и упругими опорными кольцами для легкового ав-
томобиля малого класса. На рис. 1 приведены фотографические снимки упругих опорных колец, из-
готовленных из отечественных марок эластичных двухкомпонентных полиуретанов горячего отвер-
ждения.
Испытания и оценка плавности хода [5 – 8] автомобиля ВАЗ 2115 с экспериментальным об-
разцом колеса повышенной безопасности без избыточного давления воздуха в пневматической шине
была проведена с помощью комплекта виброизмерительной аппаратуры, в состав которого входит:
переносной анализатор спектра низкочастотного диапазона ZET 017-U2, акселерометры пьезоэлек-
трические ВС 110, акселерометр ёмкостной
ВС 201
, усилитель сигналов ZET 410, а также нетбук и
автомобильный преобразователь напряжения.
ОСТ 37.001.275-84
"
Автотранспортные средства. Методы испытаний на плавность
хода
" также позволяет оценить уровень вибраций, испытываемых водителем и пассажирами
автомобиля, с помощью корректированных значений вертикальных и горизонтальных (про-
дольных и поперечных) виброускорений:
n
1i
2
i
2
i
,kσ
σ
где
-σ
i
среднее квадратичное виброускорение в i-ой октавной или 1/3-октавной полосе частот;
-
i
k
весовой коэффициент, характеризующий чувствительность человека к вибрациям в i-ой полосе
частот;
-
n
число обобщаемых октавных или 1/3-октавных полос частот.
Корректированные значения виброускорений нормируются
ОСТ 37.001.291-84 "
Авто-
транспортные средства. Технические нормы плавности хода
" в зависимости от типа автотранспорт-
ного средства и номера участка специальной дороги Автополигона НАМИ. В то же время сравни-
тельные испытания на плавность хода в соответствии с ОСТ 37.001.275-84 допускается проводить на
участках автомобильных дорог общего пользования.
Измерение вертикальных виброускорений, действующих на пассажиров легкового ав-
томобиля ВАЗ 2115, производилось с помощью дублирующих друг друга акселерометров
ВС
110 и
ВС 201, установленных на правый кронштейн крепления заднего сидения
без промежу-