Previous Page  409 / 457 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 409 / 457 Next Page
Page Background

Эксплуатация и ремонт машин и оборудования

409

ного количества абразива в рабочей среде проявление этих явлений интенсифицируется. К поврежде-

ниям гидроцилиндра, вызванным действием абразива, относятся риски, царапины, задиры на движу-

щихся уплотняемых поверхностях, царапины и задиры на поверхностях поршня и направляющей

втулки. Это сказывается на герметизирующей способности гидроцилиндра и его надёжности в целом.

Использование пылезащитных манжет в качестве средств предотвращения попадания абразива в гид-

роцилиндр значительного положительного эффекта не даёт. Названные недостатки могут быть уст-

ранены путём замены направляющих скольжения на направляющие качения.

Известны технические решения, например, из авторских свидетельств СССР №1070363,

№1071828, №1333890 и патента РФ №141434, в которых в качестве тел качения используются шари-

ки. К сожалению, эти разработки обладают рядом недостатков, а именно: сложность конструкции и

нетехнологичность её изготовления, низкий ресурс работоспособности, возможность появления на-

катки на уплотняемых поверхностях гильзы и штока гидроцилиндра, а также возможность заклини-

вания шариков и образование задиров на сопряжённых поверхностях из-за их проскальзывания.

Названные недостатки перечисленных конструкций устраняются в гидроцилиндре с направ-

ляющими качения по авторскому свидетельству СССР №1807256, в котором в качестве тел качения

используются шарики, устанавливаемые в кольцевые канавки поршня и направляющей втулки гид-

роцилиндра.

При этом, в отличие от известных конструкций кольцевой зазор в подвижных сопряжениях

"поршень – гильза" и "шток – направляющая втулка" должен минимально превышать возможные

размеры абразивных частиц, поступающих в зону трения, что позволит твёрдым абразивным части-

цам свободно проходить через подвижные сопряжения, не вызывая микрорезания и микродеформи-

рования герметизируемых поверхностей, и затем улавливаться фильтрующими элементами гидро-

системы машины. Для обеспечения движения шарика в соответствии с авторским свидетельством

СССР №1807256 канавки должны иметь наклонные опорные поверхности с соблюдением условия,

при котором угол трения с движущейся уплотняемой поверхностью должен минимально превышать

сумму углов трения шарика с наклонными контактирующими поверхностями, то есть минимально

превышать

2

.

Обеспечение работоспособности гидроцилиндров с шариковыми направляющими качения за

счёт исключения вышеперечисленных недостатков достигается на стадии их проектирования, глав-

ным образом, посредством уточнения таких характеристик контакта тел качения в направляющих

качения, как максимальная нагрузка, воспринимаемая наиболее нагруженным шариком, площадь

контакта шарика с сопряжёнными элементами и допускаемые напряжения контакта.

Однако, в известных работах, например, [1-4], а также в ГОСТ Р 54660-2011 «Подшипники

качения. Статическая грузоподъёмность», посвящённых этому вопросу, делается ряд допущений, ос-

нованных на взаимосвязи диаметра подшипника, числа тел качения в нём и их диаметра, справедли-

вых для стандартных радиальных шарикоподшипников, но ограничивающих их применение в на-

правляющих качения гидроцилиндра. Это касается, в частности, величины коэффициента, зависяще-

го от количества и размеров шариков в одном ряду сопряжения и равного по разным вышеназванным

источникам от 4,37 до 5, что, зачастую, не справедливо для направляющих качения гидроцилиндра с

произвольным числом и размером тел качения.

Отсюда уточнение вышеназванного коэффициента и оценка характеристик контакта тел каче-

ния в направляющих качения гидроцилиндров представляет несомненный интерес.

Исходная информация.

Документами, регламентирующими параметры гидроцилиндра, в

разные периоды времени и в разных странах были ГОСТ 6540-68, СТ СЭВ 3936-82, ГОСТ 16514-96, а

также ISO 2944, 3320, 3322 и 4393, в соответствии с которыми предполагается возможность создания

гидроцилиндров по основному и дополнительному рядам (в единицах измерения стандартов) с номи-

нальным давлением

p

= (0,63…63) МПа, с ходом поршня (штока)

z

= (4…10000) мм, с диаметрами

поршня

1

D

= (4…900) мм и штока

2

D

= (4…900) мм, с соотношением площадей давления в поршне-

вой и штоковой полостях

= (1,06…5,26); применительно к гидроцилиндрам ДСМ эти параметры

лежат в диапазонах:

p

= (2,5…40) МПа;

z

= (50…2000) мм;

2

D

= (32 … 250) мм;

= (1,33 и 1,6);

скорость перемещения штока в этих документах не оговаривается, но лежит в диапазоне

dt

dz

/

=

(0,1…1,0) м/с, а, применительно к ДСМ, не превышает 0,5 м/с.

В данном случае в качестве примера с целью сравнительного анализа приняты два гидроци-

линдра (поворота ковша и привода рукояти) рабочего оборудования ДСМ, а именно, одноковшового

строительного экскаватора IV-VI размерных групп с параметрами: диаметр поршня (гильзы)

3,1

D

=