Systems. Methods. Technologies 3 (43) 2019

Системы Методы Технологии. О.Н. Бурмистрова и др. Теоретическое обоснование … 2019 № 3 (43) с. 81-88 87 удельный вес γ , мощность деформируемого слоя H , модуль сдвига G , выполняется по формулам (10)–(13)– (35) соответственно: 7737 ,0 0108 ,0 E C  , 1818 ,0 669 ,13 E  , 1168 ,0 0084 ,0 E  , 479 ,0 4714 ,0   E H , 1168 ,0 244 ,0 E G  . При необходимости оценки опорной проходимости гусеничного движителя следует сопоставить силу сце- пления движителя с силой сопротивления почвогрунта движению машины.Силы определяются по уравнениям (36), (37) соответственно:    L T dx B F 0 , 3 2 3 2 q F r   , причем интеграл (36) берется только численно. Потеря опорной проходимости для гусеничного движителя маловероятна, так как при коэффициенте буксования в пределах 0,01–0,03 сила сцепления выше силы сопро- тивления для всех трех категорий лесного почвогрунта. Для оценки экологичности движителя используем два критерия. Во-первых, суммарное напряжение, вы- званное сжатием и сдвигом грунта, не должно превы- сить несущую способность почвогрунта: s p p 1 2 2   , (38) где κ 1 —доля несущей способности (эмпирическая ве- личина), несущая способность p s определяется по урав- нениям (9):                                                                   tg B H H hHH hH S S S N S N S S N B L BL K B L L K CNKhNBNK p p p Z s Z s s 4 3 cos 4 3 tan 4 3 4 exp 2 2 ; 25,0 2 1 2 4 tg ; 12 ; 1 ; 1 5,0 ; 4,0 5,0 * * * 3 2 3 2 2 5 4 1 3 1 3 3 2 11 0 0 Кроме того, напряжение сдвига не должно превы- сить прочность почвогрунта на срез τ ср : ср  2 , (39) где κ 2 —доля прочности почвогрунта на срез. Это весьма важно в условиях перемещения везде- хода по оттаявшему слою лесных почвогрунтов крио- литозоны в теплый период года [11–15]. Пример результатов расчета представлен на рис.7. Исходные данные: q = 0,025 МПа, E = 0,4 МПа, B = 0,6 м, L = 3 м, t g = 0,14 м, S = 0,02. Рис. 7. Оценка экологичности гусеничного движителя: 1 —соотношение s p p 2 2  ;2 —соотношение ср   Выводы В результате представленного в статье математиче- ского моделирования процесса воздействия движителя гусеничного вездехода на почвогрунты разработана математическая модель, позволяющая оценивать дан- ное воздействие. Это позволяет организационно- техническими мероприятиями снижать отрицательное воздействие гусеничных вездеходов на почвогрунты до допустимого, в зависимости от природно-производ- ственных условий эксплуатации. Показано, что для оценки экологичности движителя целесообразно использовать два критерия. Во-первых, суммарное напряжение, вызванное сжатием и сдвигом грунта, не должно превысить несущую способность почвогрунта. Во-вторых, напряжение сдвига не должно превысить прочность почвогрунта на срез. Установлено, что при обосновании параметров движителя гусеничного вездехода основное внимание следует уделить вопросам деформирования почвы, а не опорной проходимости. Литература 1. Григорьев И.В., Чураков А.А., Григорьева О.И. Перспек- тивная конструкция вездехода для лесного хозяйства // Транс- портные и транспортно-технологические системы: материалы междунар. науч.-технической конф. 2017. С. 136-139. 2. Добрецов Р.Ю., Григорьев И.В., Иванов В.А. Увели- чение подвижности гусеничных вездеходов для вахтовых лесозаготовок // Системы Методы Технологии. 2016. № 2 (30). С. 114-119. 3. Калистратов А.В., Иванов В.А., Коротков Р.К., Хитров Е.Г., Григорьев Г.В. Исследование коэффициента фильтрации лесной почвы (случай дерново-подзолистой почвы) // Системы Методы Технологии. 2014. № 2 (22). С. 190-193. 4. Rudov S., Shapiro V., Grigorev I., Kunitskaya O., Dru- zyanova V., Kokieva G., Filatov A., Sleptsova M., Bondarenko A., Radnaed D. Specific features of influence of propulsion plants of the wheel-tyre tractors upon the cryomorphic soils, soils, and soil grounds // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2019. Т. 10, № 1. С. 2052-2071. 5. Хитров Е.Г., Песков В.Б., Казаков Д.П., Божбов В.Е., Степанищева М.В. Метод решения задачи о вдавливании

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1