Systems. Methods. Technologies 3 (43) 2019

Системы Методы Технологии. О.Н. Бурмистрова и др. Теоретическое обоснование … 2019 № 3 (43) с. 81-88 81 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УДК 540:631.4 DOI: 10.18324/2077-5415-2019-3-81-88 Теоретическое обоснование параметров средощадящего движителя гусеничного вездехода О.Н. Бурмистрова 1 a , Ю.М.Чемшикова 1 b , И.В. Григорьев 2 с , О.А. Куницкая 2 d , А.А. Тамби 1 е 1 Ухтинский государственный технический университет, ул. Первомайская 13, Ухта, Республика Коми, Россия 2 Якутская государственная сельскохозяйственная академия, Сергеляхское шоссе 3, Якутск, Республика Саха, Россия a oburmistrova19@gmail.com , b ychemshikova@mail.ru , c silver73@inbox.ru , d ola.ola07@mail.ru, е a_tambi@mail.ru a https://orcid.org/0000-0003-2616-7557 , b https://orcid.org/0000-0001-5675-3800 , c https://orcid.org/0000-0002-5574-1725 , d https://orcid.org/0000-0001-8542-9380 , е https://orcid.org/0000-0003-4099-3409 Статья поступила 11.06.2019, принята 2.07.2019 Гусеничные вездеходы имеют большие перспективы для использования работниками лесного хозяйства при отводе лесо- сек, лесоустройстве, работах по искусственному лесовосстановлению, лесоразведению и т.д. Их относительно низкая крей- серская скорость по сравнению с колесными вездеходами компенсируется большой грузоподъемностью, необходимой, напри- мер, для доставки посадочного материала на труднодоступные участки или снабжения вахтовых поселков лесозаготовите- лей. Такие вездеходы могут использоваться на особо ранимых с экологической точки зрения лесных участках. В этом случае на первый план выходит экологичность их работы — требование минимального нарушения почвенного слоя, например, в усло- виях тундры. Данная статья посвящена разработке математической модели, позволяющей прогнозировать степень отри- цательного воздействия движителя гусеничного вездехода на опорную поверхность движения. Для решения поставленных задач исследования необходимо обосновать параметры движителя гусеничного вездехода, при которых будет сохранен верх- ний, наиболее чувствительный к механическому воздействию слой лесного почвогрунта. Следует отметить, что отечест- венные и зарубежные исследователи традиционно используют глубину колеи как интегральный показатель воздействия дви- жителя на почвогрунт. В результате формулируются рекомендации по ограничению нормального давления движителя, при соблюдении которых глубина колеи не превысит критического значения, допустимого с технологической точки зрения. Это значение составляет ориентировочно 0,2 м. С точки зрения сохранения верхнего слоя почвы, такая глубина колеи неприемле- ма, поскольку слой почвы будет срезан. Поэтому необходимо детально проанализировать распределение касательного на- пряжения, возникающего по пятну контакта движителя с опорной поверхностью, и сопоставить его с прочностью почвог- рунта на срез. Для этого вначале требуется определить осадку гусеничного движителя по длине пятна контакта. Для оценки экологичности движителя используем два критерия. Во-первых, суммарное напряжение, вызванное сжатием и сдвигом грун- та, не должно превысить несущую способность почвогрунта. Во-вторых, напряжение сдвига не должно превысить проч- ность почвогрунта на срез. В статье показано, что при обосновании параметров движителя гусеничного вездехода основное внимание следует уделить вопросам деформирования почвы, а не опорной проходимости. Ключевые слова: гусеничные вездеходы; лесное хозяйство; уплотнение и деформация почвогрунтов. Theoretical justification of the parameters of environmentally acceptable motor of a tracked all-terrain vehicle O.N. Burmistrova 1 a , Yu.M. Chemshikova 1 b , I.V. Grigoriev 2 c , O.A. Kunitskay 2 d , A.A. Tamby 1 е 1 Ukhta State Technical University; 13, Pervomayskaya St., Ukhta, Republic of Komi, Russia 2 Yakutsk State Agricultural Academy; 3rd km, 3, Sergelyakhskoe Shosse, Yakutsk, Russia a oburmistrova19@gmail.com , b ychemshikova@mail.ru , c silver73@inbox.ru , d ola.ola07@mail.ru, е a_tambi@mail.ru a https://orcid.org/0000-0003-2616-7557 , b https://orcid.org/0000-0001-5675-3800 , c https://orcid.org/0000-0002-5574-1725 , d https://orcid.org/0000-0001-8542-9380 , е https://orcid.org/0000-0003-4099-3409 Received 11.06.2019, accepted 2.07.2019

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1