Systems. Methods. Technologies 3 (43) 2019

Системы Методы Технологии. И.В. Антонов и др. Гидравлический амортизатор … 2019 № 3 (43) с. 29-34 31 Рис. 3. Масляный гидравлический амортизатор с элементами адаптации к низким температурам: 1 —обходная трубка; 2 — вентильное устройство регулирования Оценка параметров . Для испытания новой конструкции адаптированного к низким температурам амортизатора и получения его эксплуатационных характеристик использовались гидропульсационный стенд кафедры автомобильного транспорта Братского госуниверситета и холодильная камера, позволяющая охладить амортизатор до температуры – 24 °С [2; 5; 10; 11]. Программа экспериментальных исследований усо- вершенствованного амортизатора включала: – построение рабочей диаграммы и рабочей харак- теристики согласно отраслевым стандартам [3; 4], при полностью перекрытом отверстии обходной трубки; – построение температурной характеристики при полностью перекрытом отверстии обходной трубки; – построение регулировочных характеристик. Первый пункт программы испытаний был направ- лен на подтверждение неизменности характеристик нового амортизатора, где исключено функционирова- ние обходной трубки, по отношению к характеристи- кам серийного образца. Образец рабочей диаграммы нового амортизатора при испытании на гидропульсационном стенде с часто- той нагружения 2 Гц (Vn = 0,28 м/с) и ходом поршня 70 мм показан на рис. 4. Для построения рабочей характеристики нового амортизатора использовались максимальные значения сил сопротивления движению поршня, полученные по рабочим диаграммам при варьировании частоты на- гружения от 1 до 14 Гц. Образец рабочей характери- стики нового амортизатора приведен на рис. 5. Рис. 4. Рабочая диаграмма нового (усовершенствованного) амортизатора Анализ построенных диаграмм дает основание ут- верждать, что характеристики такого амортизатора при исключении из функционирования обходной трубки (нового элемента конструкции) практически идентич- ны характеристикам серийного образца, приводимым в литературе. Второй пункт программы испытаний был нацелен на построение температурной диаграммы нового амор- тизатора при полностью перекрытом отверстии обход- ной трубки, т.е. диаграммы зависимости максимальных значений сил сопротивления движению поршня от температуры корпуса. С помощью холодильной каме- ры температура амортизатора была доведена до –24 °С и в процессе испытания изменялась до +60 °С. Измере- ние температуры осуществлялось электронным изме- рителем с датчиком на основе термопары. Образец температурной диаграммы нового аморти- затора приведен на рис. 6. Анализ приведенных на рис. 6 закономерностей и значений сил сопротивления в ходе как сжатия, так и отдачи подтверждает их схожесть с соответствующими показателями серийного амортизатора. Последний пункт программы испытаний связан с построением регулировочных характеристик амортиза- тора новой конструкции при включении в его работу нового элемента —обходной трубки с регулирующим устройством. Предварительно ставилась задача найти закономер- ности изменения сил сопротивления такого амортиза- тора на ходе сжатия и отдачи от площади проходного сечения обходной трубки и соответствующего угла поворота запорного вентиля при различных температу- рах корпуса амортизатора. Соотношение между пло- щадью проходного сечения трубки и углом поворота вентиля было получено ранее при градуировке регули- рующего устройства (рис. 7).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1