Systems. Methods. Technologies 3 (43) 2019

Системы Методы Технологии. И.В. Антонов и др. Гидравлический амортизатор … 2019 № 3 (43) с. 29-34 29 УДК 629.11.012.813 DOI: 10.18324/2077-5415-2019-3-29-34 Гидравлический амортизатор, адаптированный к низким температурам: конструкция, оценка параметров И.В. Антонов a , С.П. Рыков b Братский государственный университет, ул. Макаренко 40, Братск, Россия a ilant2019@mail.ru , b rsp7-8-48@rambler.ru a https://orcid.org/0000-0003-1869-3557 , b https://orcid.org/0000-0001-9986-1641 Cтатья поступила 12.07.2019, принята 15.07.2019 Условия эксплуатации автомобильного транспорта в регионах Сибири и Крайнего Севера отличаются резко противопо- ложными температурными режимами, которые, в зависимости от сезона, могут изменяться от +40 до –50 °С. Отрица- тельная температура в этих регионах наблюдается почти восемь месяцев в году, что, естественно, должно учитываться при разработке новой техники, предназначенной для работы в таких суровых условиях. Как известно, работоспособность гидравлического амортизатора определяется вязкостными свойствами амортизационной жидкости, заливаемой в его кор- пус. Чем ниже температура окружающего воздуха, тем выше вязкость жидкости и, следовательно, выше сопротивление прокачиванию ее через клапаны и проходные каналы амортизатора. Это, в свою очередь, приводит к возрастанию как усилия сжатия, так и отдачи. Увеличение усилия сжатия амортизатора ведет к росту ускорений и частоты колебаний подрессо- ренных масс автомобиля, что отрицательно сказывается на комфорте водителя и пассажиров, сохранности груза и нагру- женности несущей конструкции. Иногда усилие сжатия бывает столь велико, что давление, создаваемое жидкостью, раз- рушает резиновые уплотнения или приводит к поломке клапанов, что означает неработоспособность амортизатора и тре- бует его ремонта или замены. Кроме того, возрастание усилия отдачи амортизатора отрицательно сказывается на устой- чивости и управляемости автомобиля, поскольку подвеска не всегда успевает «растянутся» после наезда колеса на яму или выбоину и происходит потеря контакта колеса с дорогой. Поэтому разработка новых конструкций амортизаторов с регули- руемыми характеристиками, в том числе с учетом температуры окружающей среды, и оценка их параметров являются актуальными задачами, решению которых посвящена данная статья. Ключевые слова: гидравлический амортизатор; подвеска автомобиля; адаптация; низкие температуры; параметр регулирования; рабочая жидкость; параметр; рабочая характеристика; рабочая диаграмма. Hydraulic shock absorber adapted to low temperatures: design and parameter evaluation I.V. Antonov a , S.P. Rykov b Bratsk State University; 40, Makarenko St., Bratsk, Russia a ilant2019@mail.ru , b rsp7-8-48@rambler.ru a https://orcid.org/0000-0003-1869-3557 , b https://orcid.org/0000-0001-9986-1641 Received 12.07.2019, accepted 15.07.2019 Operating conditions of road transport in the regions of Siberia and the Far North differ sharply opposite temperature regimes, which, depending on the season can vary from +40 °C to -50 °C. Negative temperatures in these regions are observed almost eight months a year, which, of course, should be taken into account when developing new equipment designed to work in such harsh condi- tions. It is known that the performance of a hydraulic shock absorber is determined by the viscous properties of the shock-absorbing liquid poured into its body. The lower the ambient temperature is, the higher the viscosity of the liquid is. Consequently, there is higher resistance to pumping it through the valves and through the channels of the shock absorber. And this, in turn, leads to an increase in both compression and recoil. The increase in the compression force of the shock absorber leads to an increase in acceleration and os- cillation frequency of the sprung masses of the car, which adversely affects the comfort of the driver and passengers, the safety of the cargo and the load-bearing structure. Sometimes the compressive force is so great that the pressure created by the liquid destroys the rubber seals or leads to valve failure. This damages the shock absorber which, in turn, needs repair or replacement. The increase in the effort of the shock absorber leads to a loss of contact with the road wheel, as the suspension does not always have time to "stretch" after hitting the wheel on the pit or pothole, which adversely affects the stability and controllability of the car. Therefore, the development of new designs of shock absorbers with adjustable characteristics, including ambient temperature, and the assessment of their parameters is an urgent task. The article is devoted to the solution of this problem.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1