Systems. Methods. Technologies 4 (40) 2018

Systems Methods Technologies. R.Z. Khairullin et al. Improving the efficiency … 2018 № 4 (40) p. 85-90 86 The final formulas for calculating the control parameters depending on the required values of the performance targets are obtained. The mathematical model is intended for the solution of practical problems of management of level of modernity and serviceability of Park of CME. The model allows to form strategies of carrying out repairs and purchases ensuring performance of target values of indi- cators of efficiency. A distinctive feature of the model is the visibility and ease of use. The results of calculations are presented. Key words: mathematical model; Park of Control and Measuring Equipment; dynamic system; stationary solution; performance in- dicators. Введение На современном этапе развития, когда обязательно обеспечение качества на производстве и существует тенденция к интенсификации на автоматизированных участках, контроль и измерения становятся неотъемле- мой частью технологического процесса. Использование измерительных устройств и кон- трольно-измерительной техники (КИТ) является важ- нейшим фактором научного и технического прогресса практически во всех отраслях народного хозяйства, в том числе в промышленности, лесной отрасли, строи- тельстве, топливно-энергетическом комплексе. В связи с этим возникают актуальные задачи управления пар- ком КИТ (закупка новых образцов техники, ремонт несправных приборов, списание устаревших образцов), а также задачи управления показателями эффективно- сти и эффективной эксплуатации парка КИТ и т. д. Продолжительность жизненного цикла используе- мых образцов КИТ зачастую оказывается ниже про- должительности жизненного цикла оборудования и станков, в том числе станков с числовым программным управлением. Поэтому на предприятиях происходят процессы «непрерывного» переоснащения производст- венных линий новой современной КИТ, обновления парка КИТ. Разработка и развитие методов программно-целе- вого планирования в части управления показателями эффективности (современности и исправности) парка КИТ представляется актуальной практической задачей в машиностроении [1–3], сфере вооружения [4], метро- логии [5–9], строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве [10–11]. Для решения указанной задачи ис- пользуется широкий спектр методов управления дина- мическими системами, оптимизационных и стохасти- ческих методов [12–23]. В данной работе представлена модель, предназна- ченная для построения стратегий закупок и ремонтов при среднесрочном и долгосрочном планировании раз- вития парка КИТ. Современные требования по повышению эффектив- ности принимаемых решений в процессе управления развитием парка КИТ обусловили необходимость разра- ботки специальных методик, которые позволили бы формировать простые и легко реализуемые на практике стратегии закупок и ремонтов КИТ, обладающие доста- точным уровнем объективности и достоверности. Постановка задачи построения стационарных решений. Примем, что по техническому состоянию образцы КИТ подразделяются на современные исправ- ные; современные неисправные; устаревшие исправ- ные; устаревшие неисправные. Пусть на момент начала планирования парк КИТ включает N образцов ИТ, в том числе: 1 x — современных исправных; 2 x — современных неисправных; 3 x — устаревших исправных; 4 x — устаревших неисправных образцов КИТ. Предположим, что в результате статистической об- работки данных за достаточно продолжительный про- межуток времени получены следующие «статистиче- ские вероятности переходов состояния»: 12 p , 13 p — вероятность перехода из состояния «современный исправный» в состояния «современный неисправный», «устаревший исправный»; 24 p — вероятность перехода из состояния «совре- менный неисправный» в состояние «устаревший неис- правный»; 34 p — вероятность перехода из состояния «уста- ревший исправный» в состояние «устаревший неис- правный». Опишем переходы состояний, которые в настоящей работе рассматриваются как управления: 41 k — доля закупок современных исправных образ- цов вместо устаревших неисправных образцов; 43 k — доля ремонтов устаревших неисправных об- разцов; 21 k — доля ремонтов современных неисправных образцов. Граф переходов состояния представлен на рис. 1. Рис. 1. Граф переходов состояния

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1