Systems. Methods. Technologies 4 (40) 2018

Systems Methods Technologies. A.V. Pitukhin. Evaluation of the possibility … 2018 № 4 (40) p. 26-31 26 34. Gasparyanc G.A. Design, bases of the theory and calcula- tion of the car. M.: Mashinostroenie, 1978. 351 p. 35. Tarasik V.P. Theory of operational properties. SPb: BHV- Peterburg, 2006. 478 р. 36. Nagaev R.F., Isakov K.A., Lebedev N.A. Dinamik of min- ing machines. SPb.: Izd-vo SPPGI (TU), 1996. 155 p. 37. Yunin E.K., Hegaj V.K. Dinamika of deep drilling. M.: Nedra-Biznescentr, 2004. 286 p. 38. Koronatov V.A. Introduction to rigorous theory of drilling // Sistemy Metody Tekhnologii. 2016. № 4 (32). P. 83-94. 39. Kogan A.YA. Interaction of a wheel and rail when swing // Vestn. VNIIZHTa. 2004. № 5. P. 33-40. 40. Rynolds O. On rolling friction // Philosophical Transactions of the Royal Society of London. 1876. Vol. 166 (I). P. 155-174. 41. Carter F.W. On the Stability of Running of Locomotives // Proc. Roy. Soc. London. Ser. A. 1928. 121. 585-611. 42. Carter F.W. The electric locomotive // Proc. Inst. Civil Engn. 1916. Vol. 201. P. 221-252. Discussion pages 253-289. 43. Kalker J.J. Simplified theory of rolling contact // Delft progress report. Series C: Mechanical and aeronautical engineer- ing and shipbuilding. 1973. Vol. 1. P. 1-10. 44. Kalker J.J., Piotrowski J. Some new results in rolling con- tact // Vehicle System Dynamics. 1989. Vol. 18. P. 223-242. 45. Panin V.E., Grinyaev YU.V. Physical of the mesomechan- ic - a new paradigm on a joint of physics and mechanics of a de- formable solid body // Physical Mesomechanics. 2003. T. 6, № 4. P. 9-36. 46. Panin V.E. Fundamentals of physical mesomechanics // Physical Mesomechanics. 1998. № 1. P. 5-22. 47. Panin V.E., Egorushkin V.E., Panin A.V. Physical of the mesomechanic of a deformable solid body as multilevel system. 1. Physical bases of multilevel approach // Physical Mesomechan- ics. 2006. T. 9, № 3. P. 9-22. 48. Panin V.E., Panin A.V. Effekt of a blanket in a deforma- ble solid body // Physical Mesomechanics. 2005. T. 8, № 5. P. 7-15. 49. Popov V.L., Psah'e S.G., Shil'ko E.V., Dmitriev A.I., Knote K., Buher F., Ehrtc M. Research of dependence of coeffi- cient of friction in the rail wheel system as functions of parame- ters of material and loading // Physical Mesomechanics. 2002. T. 5, № 3. P. 17-25. 50. Popov V.L., Psah'e S.G. Theoretical bases of modeling of elasto-plastic environments by method of mobile cellular automa- tons. 1. Homogeneous environments // Physical Mesomechanics. 2001. T. 4, № 1. P. 17-28. УДК 621.001:519.676 DOI: 10.18324/2077-5415-2018-4-26-31 Оценка возможности возникновения катастрофы сборки при неполной статистической информации А.В. Питухин Петрозаводский государственный университет, пр. Ленина 33, Петрозаводск, Республика Карелия pitukhin@petrsu.ru https://orcid.org/0000-0001-6417-5940 Cтатья поступила 10.10.2018, принята 31.10.2018 Совершенствование вероятностно-статистических методов в инженерных расчетах является актуальной задачей. В большинстве методов принимается допущение, что известны функции распределения управляющих переменных, входящих в соответствующие математические модели. Вместе с тем, в ряде случаев нет достаточного количества статистической информации об управляющих переменных, т. е. имеет место неполнота информации, что и определяет направление дальней- ших исследований. Из множества методов принятия решений при ограниченной информации выбран метод, основанный на теории возможностей с использованием принципа обобщения Л. Заде, как наиболее апробированной в случае наличия неполной информации об управляющих параметрах. В основу построения моделей предельного состояния положены методы теории катастроф. Катастрофами считают качественные изменения системы, происходящие при плавном варьировании влияющих на ее поведение внешних условий. Из семи элементарных катастроф выбрана катастрофа сборки, описывающая состояние неустойчивого равновесия системы при двух независимых переменных. На основе теории возможностей и с использованием теории катастроф разработан метод оценки меры возможности возникновения катастрофы сборки, меры необходимости невозникновения катастрофы сборки и меры возможности невозникновения катастрофы сборки. Помимо решения задач теории надежности, предложенный метод может быть применим в инженерных расчетах при потере устойчивости кон- струкций, переходе материалов из одного агрегатного состояния в другое, фазовых переходах в металлах и сплавах, появле- нии критической хрупкости материалов при низких температурах и др. Намечены дальнейшие пути совершенствования предложенного метода. Ключевые слова: мера возможности; инженерные расчеты; катастрофа сборки; неполная информация.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1