Systems. Methods. Technologies 4 (40) 2018

Системы Методы Технологии. А.П. Мохирев и др. Оптимизация маршрутов … 2018 № 4 (40) с. 132-140 139 В результате определения маршрутов минимальной стоимости транспортировки древесины с лесосек до потребителя получен оптимальный маршрут. Маршрутом минимальной стоимости является сле- дующий маршрут (по периодам): в первый период предлагается осуществлять вывозку 100 тыс.м 3 по маршруту 190-159-137-132-127-129-139-146-143-152- 161-164-166-170-175-200 сразу до нижнего склада (рас- положенного около пос.Хребтовый), расстояние соста- вит 160 км, стоимость пути — 108 млн. р. Также в пер- вый период предлагается вывозить 70 тыс.м 3 по мар- шруту 198-172-151-148-147-146-144-143-152-161 и 50 тыс.м 3 — по маршруту 173-172-151-148-147-146-144- 143-152-161 до промежуточного склада, расстояние вывозки —60 и 78 км соответственно, стоимость пути — 33,6 и 31,2 млн. р. В третий период предлагается вывезти сортименты из промежуточного склада, стои- мость пути будет составлять 79,2 млн. р., и далее осу- ществить транспортировку 220 тыс. м 3 древесины по реке от Хребтовского нижнего склада до предприятия, расстояние по реке — 594 км, стоимость транспорти- ровки — 65,34 млн. р. В итоге стоимость всего мар- шрута составит 317,34 млн. р. Выводы Анализируя полученный маршрут, можно сделать следующие выводы: –при организации нижнего склада в поселке Хреб- товом общая стоимость транспортировки снижается; –в течение 2-го периода года не рекомендуется про- изводить транспортировку, поскольку он характеризу- ется повышенной стоимостью транспортировки и ми- нимальными пропускными способностями дорог; –изменилось местонахождение промежуточного склада: с вершины 172 в вершину 161, поскольку путь между данными вершинами имеет временный характер, и древесина между ними доставляется только в 1-й пе- риод времени; –из вершины 200 (нижний склад) до предприятия вся древесина доставляется в 3-йпериод, так как дан- ный маршрут предполагает сплав по реке, а в другие периоды его пропускная способность равна нулю; –полученный маршрут логичен, а значит, разрабо- танная методика по поиску маршрута минимальной стоимости работоспособна. Можно сделать вывод, что выбранный вариант оп- тимизации маршрутов доставки древесины на ЗАО «Новоенисейский ЛХК» является наиболее эффектив- ным и выгодным по технологическим и экономическим показателям. Предприятие имеет все предпосылки для реализации предложенной темы. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-310-00311 Литература 1. Мохирев А. П., Болотов О.В. Проектирование сети лес- ных дорог на примере предприятий Красноярского края: мо- ногр. Красноярск: СибГТУ, 2010. 178 с. 2. Кондрашова Е.В., Волков А.М. Повышение эффектив- ности транспортной работы автомобильных дорог в лесном комплексе. Воронеж: Изд-воВоронеж. гос. ун-та, 2010. 232 с. 3. Cormen H., Leiserson C.E., Rivest R.L., Stein C. Introduc- tion to Algorithms. Third edition: MIT Press, 2001. 1312 p. 4. Pallottino S., Scutellà M.G. Shortest Path Algorithms in Transportation Models: Classical and Innovative Aspects // Equi- librium and Advanced Transportation Modelling. Kluwer, 1998. P. 245-281. 5. Ahuja R.K., Magnanti T.L., Orlin J. B. Network Flows: Theory, Algorithms, and Applications, Prentice-Hall, Inc., New Jersey, 1993. 846 p. 6. Floyd, R.W. Algorithm 97 – Shortest path. Comm. Of ACM. 1962. 5. 345 р. 7. Nasrabadi E., Hashemi S.M. Minimum cost time-varying network flow problems // Optim Meth Software. 2010. Vol. 25 (3). P. 429-447. 8. Bozhenyuk A., Gerasimenko E., Rozenberg I. The methods of maximum Flow and minimum cost flow finding in fuzzy net- work // Proceedings of the Concept Discovery in Unstructured Data Workshop (CDUD 2012) co-located with the 10th Interna- tional Conference on Formal Concept Analysis (ICFCA 2012) May 2012, Katholieke Universiteit Leuven, Leuven, Belgium. 2012. P. 1-12. 9. Kovács P. Minimum-cost flow algorithms: An experimen- tal evaluation // EGRES Technical Report. 2013. № 4. DOI: 10.1080/10556788.2014.895828. 10. Боженюк А.В., Герасименко Е.М. Разработка алго- ритма нахождения максимального потока минимальной стоимости в нечеткой динамической транспортной сети // Инженерный вестник Дона. 2013. Т. 24, № 1 (24). 104 с. 11. Герасименко Е. М. Нахождение потоков в транспорт- ных сетях в условиях нечеткости и частичной неопределен- ности: автореф. дис. … канд. техн. наук. Таганрог, 2014. 20 с. 12. Rukomoinikov K.P. Structuring of loading points and main skid road in conditions of existing road network in forest compartment // Journal of Applied Engineering Science. 2015. Т. 13, № 3. С. 167-174. 13. Платонова Е.В. Обоснование пропускной способности лесовозных дорог при различных скоростных режимах и мо- делях транспортного потока: дис. … канд. техн. Архангельск, 2006. 151 с. 14. Рукомойников К.П. Графоаналитическое моделирова- ние технологии поквартального освоения лесосек в нечетких динамических природно-производственных условиях // Со- временные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 220. 15. Мохирев А.П., Позднякова М.О., Куницкая О.А., Гри- горьев И.В. Факторы доступности древесных ресурсов: ана- лиз влияния на ключевые критерии // Системы Методы Тех- нологии. 2018. № 1 (37). С. 110-115. 16. Рукомойников К.П. Графоалгоритмический подход к обоснованию рациональной технологии поквартального ос- воения участков лесного фонда // Вестн. Моск. гос. ун-та леса. Лесной вестник. 2014. № 2. С. 96-103. 17. Мохирев А.П., Герасимова М.М., Комаров К.А., Фо- мина В.Ю. Нахождение маршрутов доставки древесины с минимальными транспортными затратами с учетом сезонно- сти грузоперевозок // Forest Engineering: материалы науч.- практической конф. с междунар. участием. Якутск, 2018. С. 162-165. 18. Mokhirev A.P, Pozdnyakova M.O., Medvedev S.O., Mammatov V.O. Assessment of availability of wood resources using geographic information and analytical systems (the Kras- noyarsk territory as a case study) // Journal of Applied Engineer- ing Science. 2018. № 3 (16). P. 313-319. DOI: 10.5937/jaes16- 16908. 19. Васильев А.П. Проектирование дорог с учетом влия- ния климата на условия движения. М.: Транспорт, 1986. 248 с. 20. Мохирев А.П., Мохирев П.Ф. Исследование специфи- ки лесозаготовок в Красноярском крае // Resources and Technology. 2015. Т. 12, № 2. С. 98-108. DOI: 10.15393/ j2.art.2015.3061.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1