Systems. Methods. Technologies 4 (40) 2018

Системы Методы Технологии. А.П. Мохирев и др. Оптимизация маршрутов … 2018 № 4 (40) с. 132-140 135 го движения автотранспорта с установленными скоро- стями и нагрузками. Работы по содержанию различаются по направлен- ности: 1) весенние —по ликвидации последствий зимы и подготовке к летнему периоду; 2) летние —по обеспечению наилучших условий для движения; 3) осенние —по подготовке к зимнему периоду [22]. Транспортный фактор формирует значительную до- лю затрат, связанных с производством лесопродукции. Особенно он характерен для лесозаготовок, где, наряду с затратами на вывозку древесины, формируются за- траты на строительство и содержание дорог. Стоимость транспортных расходов формируется из следующих пунктов: –стоимость строительства (восстановления) 1 км транспортных путей в зависимости от их типа z (ус, ветка, магистраль, временная, постоянная, водный транспортный путь), C z ст ; –стоимость транспортировки 1 м 3 древесины в зави- симости от вида транспортных путей, C z в ; –количество периодов времени k, в которые не про- исходят значимые изменения транспортных путей под воздействием природно-климатических или иных ус- ловий, а также их продолжительность (по датам) в те- чение года в зависимости от их типа z ; –пропускная способность определенного вида транспортного пути, определяемая по формуле (6): U ij = U z сут · T ij . (6) Пропускная способность определенного вида транспортного пути зависит от количества дней работы участка дороги T ij . и суточной пропускной способности U z сут . Также необходимо присваивать и учитывать коэф- фициенты: –искажающий (уточняющий) пропускную способ- ность транспортного пути ; –искажающий (уточняющий) базовые затраты на строительство транспортного пути k сh ст ; –искажающий (уточняющий) содержание в рабочем состоянии транспортного пути k сh сод и транспортировки древесины k сh в . Для этого необходимо учитывать тип лесовозных транспортных путей; природно-климатические усло- вия; законодательные условия; виды грунтов, рельеф (уклон) местности (0–5 0 ; 6–10 0 ; 11–15 0 ; >15 0 ). Стоимость транспортировки древесины можно рас- считать по формуле (7): С = ст ∙ ∙ с ст ∙ + сод ∙ ∙ с сод + в ∙ ∙ с в , (7) где ст ∙ ∙ с ст ∙ - стоимость строительства участка транс- портного пути, проходящего от i- того к j -тому участку, приходящийся на один кубометр транспортируемого максимального потока в определенный период, руб/м 3 ; С сод ∙ ∙ с сод - стоимость содержания в рабочем со- стоянии участка транспортного пути, проходящего от i - того к j -тому участку, приходящаяся на один кубометр транспортируемого максимального потока в опреде- ленный период , руб/м 3 ; в ∙ ∙ с в - стоимость транс- портировки одного кубометра древесины по участку транспортного пути, проходящего от i -того к j -тому участку в определенный период, руб/м 3 . В составе себестоимости строительства и содержа- ния дорог выделяют прямые затраты и накладные рас- ходы. В прямые затрат входят: стоимость материалов, израсходованных на производство дорожных работ; основная заработная плата рабочих; расходы на экс- плуатацию дорожно-строительных машин (ГСМ и об- служивание). Накладные расходы включают следую- щие группы затрат: административно-хозяйственные, расходы по обслуживанию рабочих, а также на органи- зацию и производство работ. Состав себестоимости строительства и содержания дорог можно представить следующим образом (8): п об гсм зп м дор С С С С С С      , (8) где дор С —себестоимость строительства и содержания дорог; м С —стоимость материалов, израсходованных на производство дорожных работ; зп С —основная за- работная плата рабочих; гсм С —расходы на эксплуа- тацию дорожно-строительных машин (ГСМ); об С — расходы на эксплуатацию дорожно-строительных ма- шин (обслуживание); п С —прочие расходы. Структура себестоимости при строительстве дорог претерпевает существенные колебания даже в рамках одной дорожной организации. Высокая материалоем- кость работ определяет существенный удельный вес затрат по статье «материалы, полуфабрикаты, конст- рукции, детали» (50 % в общей сумме прямых затрат). Более высокий удельный вес (до 20%) в составе пря- мых затрат, чем среднем по строительству, имеют рас- ходы на эксплуатацию машин, что объясняется высо- ким уровнем механизации дорожных работ. Из них расходы на ГСМ составляют 35%. Заработная плата рабочих составляет в среднем 24% от величины пря- мых затрат. Апробация разработанной методики. В ходе ап- робации разработанной методики в качестве объекта исследования выступает лесозаготовительно-дерево- перерабатывающее предприятие ЗАО «Новоенисей- ский ЛХК» (Лесосибирск). На сегодняшний день пред- приятие вынуждено нести большие затраты на транс- портировку заготовленного леса, это составляет до 70 % от себестоимости древесины. Предприятие ЗАО «Новоенисейский ЛХК» занима- ется всем циклом лесозаготовительных работ: отводом лесосечного фонда, заготовкой и раскряжевкой хлы- стов на верхнем складе в зимний период, подготовкой подъездных путей, погрузкой материала для дальней- шей транспортировки. Карта дорог по Богучанской группе ЛЗУ (Гремучинский и Хребтовский) представ- лена на рис. 2.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1