Systems. Methods. Technologies 4 (40) 2018

Systems Methods Technologies. A.P. Mokhirev et al. Optimization of timber …2018 № 4 (40) p. 132-140 132 УДК 630*61 DOI: 10.18324/2077-5415-2018-4-132-140 Оптимизация маршрутов транспортировки древесины с лесосеки с учетом сезонности грузоперевозок А.П. Мохирев a , М.О. Позднякова b , Т.С. Гудень c Лесосибирский филиал Сибирского государственного университета науки и технологий им. М.Ф. Решетнёва, ул. Победы 29,Лесосибирск, Россия a ale-mokhirev@yandex.ru , b m_o_pozdnyakova@mail.ru, c tguden@mail.ru a https://orcid.org/0000-0002-1692-3323, b https://orcid.org/0000-0003-2015-8246, c https://orcid.org/0000-0001-6442-4935 Статья поступила 29.09.2018, принята 1.11.2018 В работе обосновывается проблема определения маршрутов доставки древесного сырья на перерабатывающее предпри- ятие, обуславливающая актуальность разработки комплексной математической модели, а на ее основе — методики оптими- зации маршрутов транспортировки древесины. Реализация математической модели призвана снизить затраты на транс- портировку и хранение лесных ресурсов. Ставится задача нахождения маршрутов минимальной стоимости доставки опре- деленного количества древесины с разных лесных участков в транспортной сети в заданное количество периодов времени. Математическое моделирование процесса вывозки древесины с лесного участка до пункта доставки представлено в виде транспортной сети с использованием теории графов. Предложен алгоритм определения маршрута доставки древесины с минимальной стоимостью. Обосновываются необходимость определения и учета пропускной способности определенного пу- ти (маршрута), а также расчет стоимости вывозки и хранения древесины на маршруте с учетом факторов времени, при- родно-климатических условий, типа дороги и способа транспортировки сырья. Разработанная методика апробируется на одном из крупнейших лесозаготовительно-деревоперерабатывающих предприятий Красноярского края. Проводятся расчеты стоимости отдельных составляющих транспортировки древесины для разных периодов времени. В результате получен вари- ант оптимизации маршрутов доставки древесины на предприятие, который является наиболее эффективным и выгодным по технологическим и экономическим показателям. Ключевые слова: оптимизация; транспортировка древесины; маршрут минимальной стоимости; динамические транспорт- ные сети. Optimization of timber transportation routes from the cutting area tak- ing into account the seasonality of cargo transportation * A.P. Mokhirev a , M.O. Pozdnyakova b , T.S. Guden c Lesosibirsk Branch of Siberian State University of Science and Technology under name of M.F. Reshetnev; 29, Pobedy St., Lesosibirsk, Russia a ale-mokhirev@yandex.ru , b m_o_pozdnyakova@mail.ru, c tguden@mail.ru a https://orcid.org/0000-0002-1692-3323, b https://orcid.org/0000-0003-2015-8246, c https://orcid.org/0000-0001-6442-4935 Received 29.09.2018, accepted 1.11.2018 The paper substantiates the problem of determining the routes of delivery of wood raw materials to the processing enterprise, which determines the relevance of the development of a complex mathematical model, and on its basis - methods of optimization of wood transportation routes. The implementation of the mathematical model is designed to reduce the cost of transportation and storage of forest resources. The task is to find the routes of the minimum cost of delivery of a certain amount of wood from different forest areas in the transport network in a given number of time periods. Mathematical modeling of the process of timber removal from the forest area to the point of delivery is presented in the form of a transport network using graph theory. An algorithm for determining the route of wood delivery with a minimum cost is proposed. The necessity of determining and taking into account the capacity of a certain path (route) is substantiated. The calculation of the cost of transportation and wood storage on the route, taking into account the factors of time, climatic conditions, type of road and method of transportation of raw materials. The developed technique is tested at one of the largest logging and wood processing enterprises of the Krasnoyarsk territory. Calculations of cost of separate components of transpor- tation of wood for different periods of time are carried out. As a result, the option of optimizing the routes of wood delivery to the enter- prise, which is the most effective and profitable in terms of technological and economic indicators, was obtained. Keywords: optimization; wood transport; the route of the minimum cost; dynamic network transport.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1