Systems. Methods. Technologies 4 (40) 2018

Системы Методы Технологии. А.В. Романов и др. Оценка надежности … 2018 № 4 (40) с. 13-19 13 Оценка надежности специальных технических систем на этапе их эксплуатации А.В. Романов 1 a , А.С. Гоголевский 1 b , О.Н. Неелова 1 c , В.А. Соколова 2 d 1 Военно-космическая академия им.А.Ф.Можайского, ул. Ждановская 13, Санкт-Петербург, Россия 2 Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова, Институтский пер., 5, Санкт-Петербург, Россия a romanich-87@mail.ru , b gogolevski@bk.ru, c lopedvego@yandex.ru , d sokolova_vika@inbox.ru a https://orcid.org/0000-0001-6571-5558, b https://orcid.org/0000-0002-1279-013X, c https://orcid.org/0000-0001-8428-8336 , d https://orcid.org/0000-0001-6880-445X Статья поступила 01.10.2018, принята 29.10.2018 Современные радиотехнические и оптико-электронные системы и крупные производственные комплексы являются слож- ными техническими объектами. Характерной особенностью их современного развития являются широкое внедрение методов и средств автоматики и телемеханики, вызванное переходом на автоматизированное и автоматическое управление различ- ными производственными и технологическими процессами, создание гибких производственных модулей, систем и комплексов. Улучшение эффективности и качества проектируемых АСУ, САУ, ГПМ, ГПС и т.д. невозможно без повышения надежности технических средств управления. Второй причиной, требующей повышения надежности, являются возрастание сложности технических средств (ТС), ап- паратуры для их обслуживанияи жесткие условияэксплуатации. Недостаточная надежность ТС приводит к увеличению доли эксплуатационных затрат по сравнению с общими затратами на проектирование, производство и применение таких систем. При этом стоимость эксплуатации ТС может во много раз превосходитьстоимость их разработки и изготовления. Кроме того, отказы ТС приводят кразличного рода последствиям— потере информации, простою сопряженных с ТС других устройств и систем, авариям и т.д. Таким образом, третьей причиной повышения роли надежности в современных условиях является экономический фактор. Кроме того, в условиях медленно протекающей модернизации единственной возможностью поддержания работоспособ- ности оборудования является своевременная оценка надежности системы на этапе ее эксплуатации с целью своевременного и всестороннего анализа происходящих технологических процессов, диагностики состояния и прогнозов поведения в будущем. Ключевые слова: надежность; техническая система; стыковка распределений. Assessment of reliability of special technical systems at the stage of their operation A.V. Romanov 1 a , A.S. Gogolevsky 1 b , O.N. Neyelova 1 c , V.A. Sokolova 2 d 1 Military Space Academy under name of A.F. Mozhaisky; 13, Zhdanovskaya St., St. Petersburg, Russia 2 St. Petersburg State Forest Technical University under name of S.M. Kirov; 5, Institutsky Per., St. Petersburg, Russia a romanich-87@mail.ru, b gogolevski@bk.ru, c lopedvego@yandex.ru , d sokolova_vika@inbox.ru a https://orcid.org/0000-0001-6571-5558, b https://orcid.org/0000-0002-1279-013X, c https://orcid.org/0000-0001-8428-8336 , d https://orcid.org/0000-0001-6880-445X Received 01.10.2018, аccepted 29.10.2018 Modern radio-technical and optoelectronic systems and large industrial complexes are complex technical objects. A characteristic feature of their modern development is the widespread introduction of methods and means of automation and remote control caused by the transition to automated and automatic control of various production and technological processes, the creation of flexible production modules, systems and complexes. Improving the efficiency and quality of the designed ACS, SAU, GPM, GPS, etc. is impossible without improving the reliability of technical controls (TSU). The second reason that requires an increase in reliability is the increasing complexity of the vehicle, their service equipment, and the severity of their operating conditions. Insufficient reliability of the vehicle leads to an increase in the share of operating costs com- pared with the total cost of the design, manufacture and use of these systems. In this case, the cost of operating a vehicle can many times exceed the cost of their development and manufacture. In addition, the failures of the vehicle lead to various kinds of consequences: loss of information, downtime of other devices and systems associated with the vehicle, to accidents, etc. Thus, the third reason for increas- ing the role of reliability in modern conditions is the economic factor. In addition, in the conditions of a slow-moving modernization, the only way to maintain the equipment’s operability is the timely as- sessment of the reliability of the system at the stage of its operation in order to timely and comprehensively analyze the technological processes taking place, diagnose the condition and predict future behavior. Keywords: reliability; technical system; docking of distributions. Введение

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1