Systems. Methods. Technologies 3 (39) 2018

Systems Methods Technologies. Yen Shufang et al. Perspective development …2018 № 3 (39) p. 116-124 120 устанавливают цены, поэтому российские экспортеры не могут самостоятельно проникнуть на рынок лесо- продукции и осуществлять продажу напрямую с потре- бителями. Законодательство КНР не позволяет гражда- нам других государств создавать торговые компании на их территории. В такой неравной ситуации россияне находятся при полной торговой свободе граждан КНР на территории России. Китайцы, создающие торговые компании в России, фактически торгуют сами с собой, т. е. с собственной торговой компанией в Китае. В Рос- сии созданы более льготные условия для экспорта в Китай, чем в Европу, в соответствии с межгосударст- венными соглашениями, по которым Китай обязывал- ся вкладывать инвестиции в развитие лесообрабаты- вающей индустрии России [12–14]. Сейчас основной экспорт пиломатериалов состав- ляет так называемая русская доска — низкокачест- венная продукция, которая продается по низким це- нам. Но валовая маржа на продаже сухого соснового пиломатериала в Китай почти в два раза выше, чем при продаже круглого леса! В России привлекательными регионами для китай- ских инвестиций являются Сибирь и Дальний Восток. В июне 2009 г. правительствами РФ и КНР был утвер- жден план совместного инвестиционного сотрудниче- ства для развития производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Сотрудничество в лесопро- мышленном комплексе предполагает создание благо- приятных условий для китайских ключевых инвести- ционных проектов по производству продукции глубо- кой переработки, ориентированных на экспорт в Китай. Китайцы фактически получили лесные массивы Си- бири в аренду с условием промышленного освоения территории, для них были сделаны значительные по- блажки в плане пошлин [15]. По данным консалтинговой компании IPT Group (рис. 3), основные факторы привлекательности россий- ского рынка для китайских инвесторов — это природ- ные ресурсы, инфраструктура, доступ к технологиям, объем внутреннего рынка. Рис. 3. Факторы привлекательности российского рынка для китайских инвесторов Из Китая в Россию осуществляется встречный им- порт фанеры и мебели. Закупщики мебели, импортеры, посредники, ритэйлоры и потребители покупают все более и более привлекательную по цене китайскую мебель, древесно-волокнистые плиты, хотя китайская фанера, как показывает практика, характеризуется не- сколько худшими техническими показателями. Крупнейшие лидеры китайского леспрома: – LuLi Group — производство фанеры, шпона, MDF, ДСП, пиломатериалов и бумаги; – Guangdong Weihua Corporation — производство ДВП; – Consmos — производство древесных плит OSB и QSB, ламинированной фанеры для промышленных и строительных нужд; – Guangzhou Weizheng Timber — производство эко- логичной фанеры под брендом WeiYe; – Dehua Group (TUBAO) производит отделочную фанеру, деревянные двери и клееные напольные по- крытия. Сибирские предприятия на сегодняшний день ори- ентированы на экспорт лесоматериалов, так как валют- ная выручка в этом случае значительно выше выручки от переработки сырья в пиломатериалы с последующей сушкой в сушильных камерах. Себестоимость произ- водства пиломатериалов камерной сушки значительно выше по причине значительной стоимости сырья, не- большого выхода продукции, роста тарифов на элек- троэнергию. Негативно влияет на эффективность экс- порта пиломатериалов также сложная ситуация с воз- вратом НДС. Эта операция занимает от 6 месяцев до года, причем налоговые органы все чаще под разными предлогами отказывают в возврате НДС. По информации интернет-источников, многие крупные лесозаготовительные компании России, осо- бенно в Сибири, оказались в очень сложной ситуации. Заказы основного потребителя, Китая, резко сократи- лись. Наши восточные соседи не хотят покупать лес по более высоким ценам и уже нашли выгодные источни- ки сырья — Бразилию, Новую Зеландию, Канаду. От- туда лес идет в КНР по воде. И хотя его качество зна- чительно проигрывает сибирскому кругляку, китайские предприниматели предпочитают более дешевое сырье. В последнее время Китай также увеличил импорт необработанной древесины из Литвы. Другие традиционные рынки сбыта сибирского ле- са, куда раньше шли немалые объемы поставок, — Си- рия, Египет и Ливан сегодня находятся в кризисном состоянии из-за политических проблем в этих странах. Как видно на рис. 5, от почти нулевого уровня в 2007 г. Канада завоевала позицию самого крупного экспортера в Китай уже в 2010 г. с долей рынка почти 50 %. Основная часть российских, в особенности сибир- ских экспортеров в Китай представлена не крупными предприятиями, а мелкими производителями так назы- ваемой русской сырой доски, отгружающими продук- цию в Суйфэньхэ или Маньчжурию для ухода от экс- портных пошлин на круглый лес.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1