Systems. Methods. Technologies 2 (38) 2018

Системы Методы Технологии. С.О. Белинский и др. Моделирование распределения … 2018 № 2 (38) с. 76-82 81 Рис. 5. Распределение индукции МП ПЧ на высоте 1,8 м для однопутного и двухпутного участка КС Заключение В результате проведенного исследования с помощью компьютерного математического моделирования полу- чено, что параметры МП КС железнодорожного транс- порта зависят от расстояний в сторону от оси пути и по высоте, т. е. от места нахождения персонала, величины тока, процента обратного тока в рельсах, количества путей: ( ) , , , h n p k KK ,I x, h, I f B = мкТл, где x — расстояние от оси пути, м ; h — высота от уровня головки рельса, м ; I к — тяговый ток, А ; I р — тяговый ток в рельсах, % от I к ; K h — коэффициент, учитывающий наличие (отсутствие) тела человека, для магнитного поля K h =1 ; K n — коэффициент, учиты- вающий количество путей. Установлены следующие параметры индукции МП частотой 50 Гц на участке КС: 1. Индукция МП частотой 50 Гц — при максималь- ном токе 1 000 А на высоте 1,8 м непосредственно на оси пути максимальное значение составляет 145 мкТл, на расстоянии от оси пути до 2 м — превышает ПДУ 100 мкТл, на расстоянии до 7 м — ПДУ 20 мкТл. На высоте контактного провода, на расстоянии 10 см ин- дукция превышает 1 000 мкТл и достигает значений 2 000 мкТл непосредственно у контактного провода, что превышает ПДУ и требует контроля и ограничения времени работы персонала до 2-х ч. Индукция МП на высоте 1,8 м на оси отключенного пути двухпутного участка не превышает ПДУ при воз- действии в течение всей смены. 2. При токе в рельсах более 50 % от тока в контакт- ном проводе 1 000 А и при токе в рельсах 100 % от то- ка в контактном проводе более 700 А индукция МП на оси пути превышает ПДУ профессионального воздей- ствия для смены 8 ч, равный 100 мкТл. При токе в рельсах более 50 % от тока в контактном проводе более 200 А, а также при любом проценте тока в рельсах при токе в контактном проводе более 400 А индукция МП на оси пути превышает ПДУ для населе- ния и персонала, не связанного с эксплуатацией кон- тактной сети, равный 20 мкТл. 3. Для двухпутного участка, когда ток протекает по обоим путям в одноименном направлении, индукция МП на уровне головы человека, стоящего на оси пути, составляет более 190 мкТл и на расстоянии до 2 м пре- вышает 100 мкТл, что превосходит ПДУ и требует ог- раничения времени работы. При протекании токов в проводах в противоположном направлении индукция превышает 100 мкТл только на расстоянии до 1 м от оси каждого пути. Превышение 20 мкТл наблюдается на расстоянии до 9 м. 4. На высоте контактного провода на оси каждого пути значение индукции МП достигает 2 000 мкТл, что превышает ПДУ и требует ограничения времени рабо- ты. Индукция МП более 100 мкТл наблюдается на рас- стоянии до 2 м от контактного провода, а более 20 мкТл — на расстоянии до 6 м. Литература 1. Белинский С.О. Электромагнитная совместимость электроустановок тягового электроснабжения и обслужи- вающего персонала: моногр. Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2008. 142 с. 2. Белинский С.О., Кузнецов К.Б. Оценка параметров электромагнитных полей низкочастотного диапазона в элек- троустановках тягового электроснабжения // Вестн. Юж.- Урал. гос. ун-та. Сер. Энергетика. 2012. Вып. 17, № 16 (275). С. 62-69. 3. Белинский С.О. Воздействие электромагнитных полей низкочастотного диапазона на работников железнодорожного транспорта // Безопасность жизнедеятельности. 2014. № 10. С. 21-32. 4. Белинский. С.О., Кузнецов К.Б. Моделирование маг- нитных полей контактной сети переменного тока в рабочих зонах персонала // Электробезопасность. 2016. № 4. С. 12-19. 5. Закарюкин В.П., Крюков А.В., Иванов А.Н. Моделиро- вание электромагнитных полей в системах тягового электро-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1