Systems. Methods. Technologies 2 (38) 2018

Системы Методы Технологии. М.В. Коломинова. Исследование удельных … 2018 № 2 (38) с. 105-110 105 УДК 630*5 DOI: 10.18324/2077-5415-2018-2-105-110 Исследование удельных затрат энергии отдельных видов машин для строительства лесовозных дорог М.В. Коломинова Ухтинский государственный технический университет, ул. Первомайская 13, Ухта, Республика Коми mk1108@mail.ru https://orcid.org/ 0000-0001-5300-7220 Статья поступила 27.02.2018, принята 30.03.2018 Основными фазами лесозаготовительного производства являются транспорт леса, лесосечные и нижнескладские рабо- ты. Транспорт леса осуществляется по лесовозным дорогам, строительство которых включает производство земляных работ, перемещение грунтов, подготовку дорожных одежд и водопропускных сооружений. Устройство лесовозных дорог для проведения второй фазы лесозаготовок непосредственно связано с использованием дорожно-строительных машин. Работы по строительству лесовозных дорог — это довольно энергоемкий процесс, важным показателем которого выступают энер- гозатраты. В этой связи возможность применения энергоэкономичных машин и технологий является актуальной проблемой. Целью исследования определена разработка математических моделей для расчета удельных энергозатрат машин, исполь- зуемых при строительстве лесовозных дорог на подготовительных и земляных работах. Предложенные в статье формулы и расчеты важны для дорожно-строительных организаций, поскольку внедрение данных методов по обоснованию технологий дорожного строительства с минимальной энергоемкостью обеспечивает снижение себестоимости продукции. Разработан- ные математические модели позволяют просчитывать удельные энергозатраты по какому-либо конкретному показателю или анализировать их по ряду интересующих показателей. Графики удельных энергозатрат, построенные по данным расче- тов, наглядно показывают, что именно влияет на обеспечение минимальной энергоемкости той или иной машины. В даль- нейших исследованиях планируется рассчитать удельные затраты энергии при работе машин и механизмов по содержанию и эксплуатации лесовозных дорог. Также намечено осуществить экспериментальное подтверждение правильности построен- ных теоретических моделей удельных энергозатрат и разработать конкретные предложения для предприятий по примене- нию тех или иных энергоэффективных дорожно-строительных машин в комплексе по всей фазе транспорта леса. Ключевые слова: транспорт леса; дорожно-строительные машины; удельные затраты энергии. Study of specific energy consumption of certain types of machines for logging roads construction М.V. Kolominova Ukhta State Technical University; 13, Pervomayskaya St., Ukhta, Republic of Komi, Russia mk1108@mail.ru https://orcid.org/ 0000-0001-5300-7220 Received 27.02.2018, аccepted 30.03.2018 The main phases of timber harvesting are forest transport, logging and lower storage operations. Forest transportation is carried out along logging roads, the construction of which includes the production of excavation, the movement of soils, the preparation of road covers and culverts. The construction of logging roads for the second phase of logging is directly related to the use of road construction machines. Works on the construction of logging roads is a fairly energy-intensive process, an important indicator of which is energy costs. In this regard, the possibility of using energy-efficient machines and technologies is an urgent problem. The aim of the research is to develop mathematical models for calculating the specific energy consumption of machines used in the construction of logging roads in preparatory and excavation work. The formulas and calculations proposed in the article are important for road construction organi- zations, since the introduction of these methods to justify road construction technologies with a minimum energy intensity ensures a reduction in the cost of production. The developed mathematical models allow calculating the specific energy costs for a particular indicator or analyzing them for a number of indicators of interest. Graphs of specific energy consumption, constructed from the data of calculations, clearly show what exactly affects the provision of minimum energy intensity of a particular machine. In further studies, it is planned to calculate the specific energy costs for the operation of machines and mechanisms for the maintenance and operation of log- ging roads. It is also planned to carry out experimental confirmation of the correctness of the theoretical models of specific energy in- puts constructed and to develop specific proposals for enterprises on the use of certain energy-efficient road-building machines in the complex throughout the entire forest transportation phase. Key words: forest transportation; road construction machines; specific energy consumption. Введение Транспорту леса отводится очень важное место в це- почке лесозаготовительного производства. Осуществле- ние лесотранспортного процесса требует наличия лесо- возных дорог, обеспечивающих производительную и безопасную работу транспортных средств. Разработка

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1