Systems. Methods. Technologies 1 (37) 2018

Системы Методы Технологии. Ю.Н. Булатов и др. Мультиагентные технологии … 2018 № 1 (37) с. 56-65 59 Для целей МАСУ СЭЖД можно использовать сле- дующую формализованную запись: ( ) Uers ers i D U ∈ ; min → LC I ; min →∆ P ; IQEP D IQEP ∈ , где ( ) ers i U — напряжение на токоприемнике i -го поезда, кВ ; Uers D = 21…29 кВ; LC I — вектор модулей уравни- тельных токов, А ; P ∆ — потери мощности, МВт ; IQEP — вектор показателей качества электроэнергии; IQEP D — допустимая область для ПКЭ, определяемая по таблицам ГОСТ 32144–2013. Для того, чтобы агент мог осуществлять целена- правленное поведение, необходимо оснащение МАСУ специальными устройствами: • рецепторами, воспринимающими воздействия, приходящие из внешней среды; • эффекторами, воздействующими на объект управ- ления. На схемах, показанных на рис. 1 и 2, рецепторами являются средства измерений, позволяющие опреде- лять синхрофазоры токов и напряжений, а также пото- ки активных и реактивных мощностей [14]. К эффекто- рам можно отнести активные кондиционеры гармоник, накопители энергии, регуляторы установок РГ, источ- ники реактивной мощности и т. д. Определение параметров эффекторов. Первый этап создания МАСУ требует наличия инструментов, которые позволяют определять параметры эффекторов, а также точки их рационального подключения к сетям СЭЖД. Такие инструменты могут быть реализованы на базе методов моделирования СЭЖД, предложенных в работе [15]. Ниже в качестве примера рассмотрено применение этих методов для определения параметров эффекторов в виде регулируемых источников реактивной мощно- сти. Моделирование проводилось для схемы СЭЖД, включающей четыре ТП с тремя межподстанционными зонами (МПЗ), которые были оснащены постами сек- ционирования (ПС). Вычислительные эксперименты проводились с помощью программного комплекса Fa- zonord [15] для шести вариантов использования ИРМ, представленных в табл. 1. Для сравнения проведено моделирование СЭЖД при отключенных источниках реактивной мощности. Принципиальная схема фазы ИРМ показана на рис. 3 а . Однофазные ИРМ подклю- чались на ПС между ТП2 и ТП3, а также на районных обмотках (РО) 10 кВ тяговых трансформаторов этих подстанций (рис. 3 б ). Моделировалось движение 10 грузовых поездов ве- сом 5 000 т в четном и нечетном направлениях с интер- валом в 35 мин. Результаты сведены в табл. 2 и проил- люстрированы на рис. 4, 5. Таблица 1 Варианты установки ИРМ Вариант Цель регулирования Пределы изменения реактивной мощности (на фазу), Мвар Районные обмотки 10 кВ Пост секционирования 1 – – – 2 U = const – –10…10 3 U = const –5…5 – 4 U = const –5…5 –10…10 5 U = const 0…5 0…10 6 Q = const 5 10 7 Нерегулируемые ИРМ в виде батареи конденсаторов Емкость батареи 433 мкФ на фазу Емкость батареи 51 мкФ Таблица 2 Результаты моделирования Номер варианта U , кВ U, % k 2 U , % Min Mid Max Min Mid Max ТП2 ТП3 1 14,6 23,4 27,3 –30,11 –5,88 2,9 0,6 0,6 2 19,3 24,1 27,3 –20,01 –4,61 2,1 0,5 0,5 3 18,0 24,4 27,2 –17,01 –2,01 0,1 0,4 0,4 4 20,7 24,8 27,2 –13,16 –4,11 0,0 0,3 0,3 5 21,1 24,8 27,3 –12,83 –0,82 3,6 0,3 0,4 6 21,6 26,1 31,3 –8,68 5,7 13,7 0,5 0,6 7 21,7 26,7 34,2 –9,42 8,1 19,3 0,6 0,7 Примечания. U — напряжения на токоприемниках; ∆ U — отклонение напряжения на районных обмотках; k 2 U — среднее значение коэффициента несимметрии на шинах 220 кВ ТП. Подчеркиванием выделены неприемлемые, а курсивом — нежелательные параметры, жирным шрифтом — лучшие варианты.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1