Systems. Methods. Technologies 1 (37) 2018

Системы Методы Технологии. А.П. Мохирев и др Факторы доступности … 2018 № 1 (37) с. 110-115 113 технической доступностью понимается возможность освоить древесные ресурсы определенной техникой в определенный момент времени. В процессе подбора технологии освоения лесного участка устанавливается перечень необходимых видов машин и их последова- тельность в технологическом процессе. Для достиже- ния технической доступности технические характери- стики применяемой системы машин должные соответ- ствовать заданным природно-климатическим условиям. Таким образом, критериями технической доступности древесных ресурсов выступают базовые эксплуатаци- онные характеристики лесных машин: – максимальный рабочий уклон; – удельное давление на грунт; – рабочий диапазон температур; – максимальный диаметр обрабатываемых деревьев. При определении транспортной доступности дре- весных ресурсов оптимальным критерием является наличие путей, соответствующих транспортному ос- нащению. Под данный критерий попадают только те транспортные пути, применение которых возможно при текущем техническом оснащении лесозаготовите- ля. Например, наличие водных путей сообщения между участком лесозаготовки и пунктом доставки повысит транспортную доступность леса только при техниче- ской возможности осуществления лесосплава. То же относится и к сухопутному транспорту. Экономическая доступность древесных ресурсов традиционно оценивается при помощи рентабельности производимой продукции. Рентабельность является универсальным относительным показателем и эффек- тивным инструментом для различных управленческих целей, в том числе: сравнения, планирования, органи- зации, контроля производственного процесса. Высту- пая в качестве критерия, рентабельность производимой продукции может иметь определенную величину — норму, которая указывает на экономическую доступ- ность древесных ресурсов. В таблице 1 представлены результаты анализа влияния отдельных факторов на доступность древес- ных ресурсов посредством обозначенных критериев. Примечательно, что нет прямой связи между весо- мостью фактора и широтой его влияния. Например, фактор «цена реализации древесины», имеющий наи- большее значение весомости, оказывает влияние толь- ко на экономическую доступность, в то время как влияние фактора рельефа при наименьшей величине весомости распространяется на экологическую, техно- логическую, техническую и транспортную доступ- ность. Таким образом, весомость фактора указывает на то, какой величины эффект он может оказывать на тот или иной критерий доступности древесных ресурсов, а широта влияния фактора определяется количеством критериев, зависящих от его изменения. В условиях ограниченности ресурсов лесозаготови- теля объектом разрабатываемых оптимизационных мероприятий должны становиться факторы, имеющие соответствующую широту влияния и наибольшее зна- чение весомости [6]. Также обязательным условием будет управляемость фактора (см. таблицу). Сущест- вуют факторы, которые субъект лесопользования мо- жет изменить (как правило, это факторы внутренней среды предприятия), и факторы, не поддающиеся кон- тролю (чаще всего это факторы внешней среды). Учитывая результаты проведенного анализа, можно определить, на какие факторы следует нацеливать оп- тимизационные мероприятия, чтобы получить макси- мальный эффект. 1) Применяемая техника. Данный фактор имеет значение весомости 0,0540 и оказывает влияние на че- тыре из пяти видов доступности древесных ресурсов: экологическую, технологическую, техническую, транс- портную и экономическую. Из этого следует, что ме- роприятия по оптимизации компоновки систем лесных машин можно признать наиболее действенным мето- дом повышения доступности древесных ресурсов. 2) Оъем заготавливаемой древесины. Значение ве- сомости данного фактора 0,0571, его изменение оказы- вает влияние на технологическую и экономическую доступность древесных ресурсов. Таким образом, гра- мотное регулирование объема заготавливаемой древе- сины (как максимального, так и минимального) — это второй по эффективности метод оптимизации лесоза- готовки, позволяющий повысить доступность древес- ных ресурсов. 3) Вид (способ) транспортировки заготовленного леса. Значение весомости фактора — 0,0556, изменение данного фактора оказывает влияние на транспортную и экономическую доступность древесных ресурсов. Ме- роприятия по оптимизации маршрутов доставки сырья, подбор оптимальной системы машин могут значитель- но повысить эффективность процесса транспортировки сырья, сократив затраты ресурсов и времени. 4) Цена реализации древесины. Значение весомости фактора — 0,0635, область влияния — экономическая доступность древесины. Данный фактор является управ- ляемым, однако он жестко ограничен рыночными усло- виями и конкуренцией. Превышение цены реализации над среднерыночным уровнем влечет снижение спроса и отток потребителей. Поэтому для управления данным фактором используют мероприятия, направленные не на повышение цен, а на корректировку механизма ценообра- зования. Такие мероприятия могут повысить рентабель- ность производимой продукции, но на остальные крите- рии доступности древесных ресурсов они не влияют.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1