Systems. Methods. Technologies 3(35) 2017

Системы Методы Технологии . В . С . Логойда . Метод индивидуального … 2017 № 3 (35) с . 154-159 155 changing the parameters of the technical state of the elements of the structures of forest transport vehicles, the necessary initial infor- mation is available in operation. The general research methodology determines the sequence of solving problems to achieve the goal and is divided into four stages. An analysis of the state of the issue showed that improving the methods of managing reliability requires a fundamentally new approach that takes into account the age composition and structure of the fleet of forest transport vehicles, as well as structural features and operating conditions. The basis for this approach can be an individual forecasting of the technical condition of forest transport vehicles, which creates a scientific basis for solving the tasks of the scheduling of maintenance and repair, inventory management, optimal operational planning for the preparation of production and maintenance. This, in the long run, will significantly reduce the costs of ensuring the performance of fleet parks, as well as reduce downtime for technical reasons. Keywords: logging road; transport-operational qualities; reliability; logging trains. Введение При разработке метода индивидуального прогнози - рования исходным явилось положение о том , что в лю - бой момент времени техническое состояние лесотранс - портной машины может быть охарактеризовано набо - ром параметров Х ሺ ݐ ௜ ሻ ൌ ሼܺ ଵ௝ , ܺ ଶ௝ , Х ଷ௝ , … , ܺ ௠௝ ሽ , опреде - ляющих состояние ее отдельных элементов ( i = 1, 2, …, m ) [1]. Техническое состояние лесотранспортной машины изменяется в результате случайного действия большого количества эксплуатационных факторов ( на - пример , условий и режимов работы , качества выполне - ния ТО и ремонта , квалификации оператора и др .) [2]. Поэтому законы изменения выходных параметров Х ௜ ሺ ݐ ሻ формируются вследствие протекания случайных процессов разрушения элементов конструкций лесо - транспортных машин . Для прогнозирования поведения лесотранспортных машин в эксплуатации и выбора оптимальных решений по техническому обслуживанию и ремонту желательно иметь непосредственные зависимости протекания про - цессов разрушения во времени [3, 4]. Однако слож - ность явления не позволяет в настоящее время полу - чать эмпирические закономерности развития того или иного процесса разрушения . Это приводит к необходи - мости учета неопределенности , имеющей место в ре - альных условиях эксплуатации , путем привлечения современных методов статистического анализа и при - кладной теории случайных функций . Цель исследования — разработка метода индивиду - ального прогнозирования технического состояния ле - сотранспортных машин . Решение проблемы . Методы исследования — ме - тоды регрессионного и корреляционного анализов . Процесс изменения технического состояния лесо - транспортных машин может быть представлен как слу - чайный вектор - процесс Х (t), т . е . в виде матрицы слу - чайных значений параметров , характеризующих тех - ническое состояние отдельных элементов ( i = 1, 2, …, m ) в дискретные моменты времени (t j = t j -1 + ∆ t, j = 1, 2,…, n ): Х ( t)= ܺ ଵଵ ܺ ଵଶ … ܺ ଶଵ ܺ ଶଶ … … … … ܺ ଵ௝ … ܺ ଵ௡ ܺ ଶ௝ … ܺ ଶ௡ … … … ܺ ௜ଵ ܺ ௜ଶ … … … … ܺ ௠ଵ ܺ ௠ଶ … ܺ ௜௝ … ܺ ௜௡ … … … ܺ ௠௝ … ܺ ௠௡ где m — количество элементов , лимитирующих надеж - ность лесотранспортных машин ; n — количество изме - рений значений процесса изменения технического со - стояния лесотранспортной машины . При этом работоспособность лесотранспортной машины рассматривается как такое множество состоя - ний G, определяемых наборами случайных значений параметров ܺ ௝ ൌ ሼܺ ଵ௝ , ܺ ଶ௝ , Х ଷ௝ , … , ܺ ௠௝ ሽ т , при которых отказа не происходит . Другими словами , принадлеж - ность конкретного состояния X j множеству G(X j א G) означает , что лесотранспортная машина в момент вре - мени t j работоспособна . Границы множества G опреде - ляются предельно допустимыми значениями парамет - ров ܺ݊ ൌ ሼܺ ଵ௡ , ܺ ଶ௡ , … , ܺ ௠௡ ሽ т . Выход любого параметра Х݅ሺ ݐ ሻ за границу множества G означает отказ i- го эле - мента лесотранспортной машины [5]. Задача индивидуального прогнозирования техниче - ского состояния лесотранспортных машин заключается в определении моментов времени t k , в которые про - изойдет выход за границу множества G хотя бы одного из параметров Х݅ሺ ݐ ሻ , т . е . когда выполняется условие ( рис . 1): Х݅ሺ ݐ ሻ ൑ ܺ ௜ ௡ , ݅ ൌ 1, 2, … , ݉ . Рис . 1. Реализация процесса изменения параметра техниче - ского состояния Основной причиной отказов лесотранспортных ма - шин в эксплуатации являются различные процессы разрушения , приводящие к необратимым изменениям в элементах конструкций [6]. Эти изменения порожда - ются износом , накоплением деформаций и усталости , коррозией , диффузией одного материала в другой и т . д . В одной лесотранспортной машине и даже в одном элементе конструкции эти процессы налагаются , взаи - модействуют и , в конечном счете , вызывают изменение параметров , характеризующих техническое состояние .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1