Systems. Methods. Technologies 3(35) 2017

Системы Методы Технологии . В . С . Логойда . Изменение параметров … 2017 № 3 (35) с . 149-154 151 Рис . 2. Реализация износа как случайная функция эксплуатации Позднее было выявлено , что в ряде случаев проте - кание процесса изнашивания отличается от кривой Ло - ренца . В частности , в работах [5, 6] показан ряд воз - можных вариантов связи между величиной износа ( скоростью изнашивания ) и длительностью работы трущейся пары ( рис . 3). Изменение скорости изнашивания в период после окончания приработки объясняется рядом причин . Эти причины могут быть неслучайными , например , зако - номерное изменение площади контакта деталей , физи - ческих свойств материала деталей , динамических на - грузок и условий смазки и т . д . К случайным причинам относятся нестационарный режим работы машины , колебания свойств материалов , деталей и смазочного масла , температуры , влажности и запыленности среды , квалификация обслуживающего персонала и множест - во других факторов , не подлежащих учету . Поэтому процесс накопления износа деталей машин обладает большим рассеиванием и должен рассматриваться как случайный . В настоящее время наука о трении и износе не дает достаточных оснований для выбора вида корреляцион - ной зависимости между износом и наработкой [7]. По - этому вид корреляционного уравнения выбирается , как правило , в зависимости от характера расположения экспериментальных точек . Для установления корреля - ционной зависимости между износом и наработкой производится статистическая обработка результатов изменений износа деталей после различных периодов эксплуатации . При этом , задавшись видом корреляци - онного уравнения , методом наименьших квадратов находят его параметры . В некоторых случаях в качест - ве корреляционного уравнения принимают уравнение прямой [8], в других пользуются нелинейными уравне - ниями [9]. В качестве корреляционного уравнения предложено уравнение параболы [10]. У (t) = K √ ݐ , (4) где У (t) — износ ; K — постоянная ; t — наработка . Для выражения зависимости износа детали от нара - ботки в условиях нормального изнашивания предложе - но эмпирическое уравнение : t = Alg ௛ାఋ ௛ାఋ బ , (5) где t — продолжительность работы детали в часах ; А — коэффициент долговечности ; h — смещение кривой износа , равное расстоянию от асимптоты кривой изно - са до линии номинала , с обратным знаком ; ߜ и ߜ ଴ — текущее и исходное отклонение размера детали от но - минала . В работах [11–16] сформулировано следующее прави - ло выбора аппроксимирующей функции динамики пара - метра технического состояния : для описания исследуемо - го процесса разрушения , например изнашивания , необхо - димо отобрать 2–4 предпочтительные функции , вычис - лить для каждой из них коэффициенты вариации ресурса и по минимальному значению коэффициента вариации выбрать функцию , наилучшим образом описывающую изучаемый процесс . В эксплуатации коэффициенты вариации ресурсов различных элементов машин могут принимать значе - ния от 0,3 до 1 [17]. Поэтому выбор аппроксимирую - щей функции по минимальному значению коэффици - ента вариации представляется недостаточно обосно - ванным . При статистическом подходе к исследованию про - цессов изнашивания деталей большое значение имеют сведения о видах распределения износов . Если исходные отклонения размеров распределены по полю допуска нормально , и износ подчиняется нормаль - ному закону , то распределение отклонений размеров де - талей после эксплуатации будет нормальным . Результаты экспериментальной проверки дали предположения о нормальном распределении отклоне - ний размеров как новых , так и изношенных деталей . Новые детали измерялись на заводе в количествах , дос - таточных для построения распределений отклонений размеров от номинального ( по чертежу ) [18, 19]. Из - ношенные детали измерялись на ремонтных предпри - ятиях при поступлении лесовозов в первый капиталь - ный ремонт . Результаты исследований привели к следующим выводам : распределения отклонений размеров новых деталей , как правило , симметричны и в большинстве случаев могут быть описаны нормальным законом ; отклонения размеров изношенных деталей ассимет - ричны и для большинства рассмотренных деталей трансмиссии тракторов могут быть описаны законами Вейбулла или логарифмически нормальным ; формы распределений износов одноименных деталей в раз - личных интервалах наработки в ряде случаев изменя - ются ( с изменением наработки может измениться и вид распределения , однако в большинстве исследованных случаев он остался неизменным ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1