Systems. Methods. Technologies 3(35) 2017

Systems Methods Technologies. V.S. Logoyda. Change in the parameters …2017 № 3 (35) p. 149-154 150 Введение Обработка статистических материалов в области надежности потребовала развития существующих ста - тистических методов и привела к возникновению ста - тистических характеристик надежности и закономер - ности отказов , послуживших основной формирования статистической теории надежности . Обобщение статистических материалов об отказах и разработка рекомендаций по повышению надежности изделий вызвали необходимость определения матема - тических закономерностей , которым подчиняются от - казы , а также разработки методов количественного измерения надежности и инженерных расчетов ее по - казателей . В результате сформировалась математиче - ская теория надежности . Изучение физических причин отказов , закономер - ностей старения и прочности материалов , влияние раз - нообразных внешних и внутренних воздействий на работоспособность изделий являются предметом физи - ческой теории надежности . В последнее время наметилась и активно развивает - ся тенденция интеграции рассмотренных направлений теории надежности . В различных областях техники разрабатываются при - кладные вопросы обеспечения надежности полупровод - никовых приборов , вычислительной техники , авиации , судовых установок , транспортных машин , строительной техники и т . д . Особенность исследования надежности механических систем обусловлена тем , что в машинах и механизмах большая часть связей между элементами кон - струкций носит последовательный характер , и отдельные элементы , как правило , не дублируются . Поэтому отказ одной детали или узла может привести к значительному простою машины . Накоплен значительный опыт , разработаны методо - логические основы системы расчетов показателей на - дежности , и появилась возможность перехода от ана - лиза характеристик надежности к разработке теории управления надежностью парков машин в эксплуата - ции , т . е . к комплексному решению задач по планиро - ванию и управлению процессами технического обслу - живания ( ТО ) и ремонта . Базой для научно обоснован - ного планирования и управления является прогнозиро - вание . Поэтому вопросам прогнозирования надежности уделялось и уделяется большое внимание многими отечественными и зарубежными учеными [1–3]. Цель исследования — анализ изменения параметров технического состояния элементов лесотранспортных машин при эксплуатации . Объект исследования — надежность элементов ле - сотранспортных машин . Методы исследования — методы регрессионного и корреляционного анализов . Решение проблемы . Простейшее предположение относительно изменения η (t) состоит в том , что для каждого экземпляра оно носит неслучайный , линейный характер ( рис . 1). Случайность в изменении η (t) состо - ит в том , что коэффициент α в уравнении : η ( t )= α t + β (1) является случайной величиной , определяемой началь - ным состоянием каждого экземпляра . Очевидно , что α есть скорость изменения : α = ௗ஗ሺ୲ሻ ௗ௧ ൌ φ ሺ ݐ ሻ . (2) Если отказ возникает при η (t) ≥ М , то время безот - казной работы τ определяется по формуле : τ = Мିஒ ஑ . (3) Рис . 1. Линейные реализации износа от времени Другое предположение относительно изменения η (t) состоит в том , что скорость износа отдельно взятого экземпляра меняется , причем эти изменения носят слу - чайный характер [4]. Следовательно , кривую износа отдельного экземпляра нельзя детерминированно экст - раполировать на будущее по результатам прошлых наблюдений . Можно лишь высказать вероятностное суждение о дальнейшем характере кривой износа . Ха - рактерным для кривых износа в данном случае являет - ся то , что они переплетаются ( рис . 2). Рассмотренные ситуации являются как бы противо - положными . Если будущее поведение реализации η (t) на рис . 1 полностью определяется ее прошлым , то бу - дущее поведение реализации η (t) на рис . 2 почти не зависит от прошлого . В явном виде описанные ситуа - ции встречаются довольно редко , в большинстве слу - чаев имеет место износ обоих типов . Зависимость нарастания износа от длительности ра - боты для наиболее общего случая обычно выражают кривой , предложенной В . Ф . Лоренцом . Эта кривая имеет три участка , соответствующие трем периодам течения процесса : приработке , периоду нормального или установившегося изнашивания и периоду усилен - ного , аварийного изнашивания . При этом считается , что скорость изнашивания на протяжении второго пе - риода остается приблизительно постоянной , и катаст - рофическое изнашивание происходит после достиже - ния некоторой критической точки . Такой характер за - висимости величины износа от времени оказался спра - ведливым для большого числа различных узлов трения , что и послужило основанием для широкого признания кривой Лоренца .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1