Systems. Methods. Technologies 3(35) 2017

Systems Methods Technologies. E.V. Chernyshova. Methods of forming …2017 № 3 (35) p. 143-148 146 Не менее важным , учитывая предварительный ха - рактер камерального трассирования и получаемых на этом этапе оценок , представляется вопрос об экономи - ческой эффективности использования аэрометодов в поставленных целях [14]. Из - за высоких удельных затрат на аэрофотосъемку , распыленности средств и увеличения сроков проекти - рования проведение маршрутных съемок вдоль пред - полагаемых трасс отдельных лесовозных дорог , как правило , неэффективно , исключая особо важные объ - екты — крупные магистрали и грузосборочные дороги . Именно эта неэффективность является основным пре - пятствием на пути применения аэрофотосъемки для трассирования лесовозных автомобильных дорог низ - ких категорий с небольшими грузооборотами — веток , тем более , усов . Осуществление единого методологического подхода к проблемам транспортного освоения лесных массивов , разработка на его основе соответствующего математиче - ского , информационного и программного обеспечения предполагают в будущем создание региональных банков ЦММ лесосырьевых баз предприятий . Развитие методов инженерно - геологического и гид - рологического дешифрирования аэрофотоснимков , применение их в практике проектирования и строи - тельства лесных дорог [15], а также опыт ведущих про - ектных организаций отрасли в области использования аэрофотосъемки для проектирования лесозаготови - тельных предприятий [16] свидетельствуют о реально - сти создания комплексной методики поиска оптималь - ных решений на этапе камерального трассирования лесовозных дорог , основанной на широком примене - нии аэрометодов и информационных технологий . Рис . 3. Оценка точности ЦММ при ручном оцифровывании топографической карты масштаба 1:25000: а — гистограмма рас - пределения случайных ошибок в определении высотных отметок эталонного продольного профиля по карте в горизонталях и автоматически с помощью ЦММ ; б — продольные профили эталонного участка трассы ( 1 – снят с карты непосредственным замером ; 2 — построен автоматически на компьютере с использованием ЦММ ) Анализ технических средств и технологических особенностей существующих методов получения ин - формации о местности с топографических карт средне - го и крупного масштабов [17, 18] позволил выделить для наших целей следующие методы формирования массивов 1- го типа : 1. Ручное оцифровывание карты по специально разработанной методике с последующим занесением информации в информационную систему . 2. Полуавтоматическое оцифровывание струк - турных линий и характерных точек с одновременным занесением информации на машинные носители . Пре - образование полученной структурной модели рельефа в регулярную ЦМР осуществляется программным путем [19]. Достоинствами первого метода являются простота и доступность его освоения неквалифицированным пер - соналом , недостатком — сравнительно большой объем исходной информации , характерный для регулярных моделей рельефа . Второй метод требует от исполнителя знакомства с морфологией форм рельефа и доступен лишь высоко - квалифицированному специалисту . Обладая мини - мальной избыточностью исходной информации для моделирования рельефа , он включает промежуточный этап программного генерирования регулярной ЦМР из структурно - аналитической модели . Точность построения ЦМР по топографической карте с помощью разработанной методики оценивалась по эталонным продольным профилям , снятым вручную с карты в горизонталях и построенным автоматически с использованием ЦММ . Расхождения высотных отме - ток соответствующих точек одного профиля , постро - енного двумя способами , иллюстрирует рис . 3. Резуль - таты сравнительного анализа свидетельствуют о впол - не удовлетворительной точности разработанной мето - дики ручного оцифровывания карт . С помощью тех же эталонных продольных профилей можно контролиро - вать правильность результатов оцифровывания [20]. Для этого достаточно провести несколько прямолиней - ных отрезков , пересекающих в различных направлени - ях моделируемый участок , и сравнить их продольные профили , построенные по карте , с автоматически рас - считанными .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1