Systems. Methods. Technologies 3(35) 2017

Системы Методы Технологии . Е . В . Чернышова . Методы формирования … 2017 № 3 (35) с . 143-148 143 = УДК 630*663.26:330.15 DOI: 10.18324/2077-5415-2017-3-143-148 Методы формирования цифровой модели местности при трассировании лесовозных автомобильных дорог Е . В . Чернышова Воронежский государственный университет инженерных технологий , пр . Революции 19, Воронеж , Россия elenabok@mail.ru Статья поступила 28.06.2017, принята 25.07.2017 Поиск близкого к оптимальному по одному из критериев варианта трассы лесовозной автомобильной дороги для вывозки сосредоточенного объема древесины осуществляется в несколько этапов . Сначала определяется оптимальный вариант трассы , вписанный в сетку квадратов цифровой модели местности ( трасса проходит по сторонам и диагоналям квадратов ). Затем найденный вариант сглаживается ломаными линиями , расположенными в его окрестности . Для каждого из сглажен - ных вариантов трассы автоматически рассчитываются 14 важнейших технико - экономических показателей , позволяющих принять обоснованное решение при выборе окончательного варианта трассы будущей дороги . В состав разрабатываемой с учетом перечисленных требований цифровой модели местности вошли следующие объекты : регулярная цифровая модель рельефа , представляющая собой сетку квадратов , в узлах которой стоят высотные отметки этих точек от некоторого фиксированного уровня ( например , в широко применяющейся в практике геодезических измерений Балтийской системе вы - сот ); области неоднородности , которыми описываются болота , озера , овраги и другие контурные участки местности , раз - личающиеся стоимостью сооружения 1 км пути ( они задаются комбинациями выпуклых многоугольников О i и ценами с i , оп - ределяемым выбранным критерием оптимальности ); линейные участки неоднородности , описывающие ломаными линиями реки , ручьи , узкие канавы , существующие железные и автомобильные дороги в районе трассирования и другие объекты , ап - проксимация которых областями нецелесообразна по соображениям принятого уровня точности моделирования ( кроме ко - ординат вершин ломаной , линейный участок неоднородности характеризуется ценой с р — оценкой затрат на строительство искусственного сооружения , необходимого в месте пересечения данного участка с трассой проектируемой дороги ); особые точки ( среди них могут быть фиксированные точки трассы , пункты концентрации древесины , места расположения карье - ров дорожно - строительных материалов и т . п . ( помимо координат этим точкам могут соответствовать дополнительные параметры , например , объем запаса древесины , сосредоточенной в данной точке ). Ключевые слова : лесовозная автомобильная дорога ; трассирование ; проектирование . Methods of forming a digital terrain model for tracing forest roads E.V. Chernyshova Voronezh State University of Engineering Technologies; 19, Revolution Ave.,Voronezh, Russia elenabok@mail.ru Received 28.06.2017, accepted 25.07.2017 The search for an optimal timber road route for the removal of a concentrated volume of timber is carried out in several stages. First, the optimal route variant, inscribed in the grid of squares of the digital terrain model, is determined (the route passes along the sides and diagonal squares). Then, the computed variant is smoothed with broken lines located in its vicinity. For each of the smoothed variants of the route, 14 critical technical and economic indicators are automatically calculated, allowing to make an informed decision when choosing the final version of the route of the future road. The structure of the developed digital terrain model, taking into account the listed requirements, includes the following objects: a regular digital relief model, which is a grid of squares with nodes at the eleva- tions of these points from a certain fixed level (for example, in the widely used geodetic measurements of the Baltic system); the regions of heterogeneity, which describe marshes, lakes, gullies and other contour areas of the terrain, differing in the cost of constructing a 1 km path (they are given by combinations of convex polygons О i and prices с i determined by the chosen criterion of optimality); linear sections of heterogeneity, describing broken lines, rivers, streams, narrow ditches, existing railways and roads to the area of tracing and other objects, the approximation of which by regions is not expedient for reasons of the accepted level of modeling accuracy (except for the coordinates of the vertices of the broken line, the linear portion of the heterogeneity is characterized by the price с р - the estimate of the costs of building an artificial structure necessary at the intersection of the given section with the route of the projected road); among them there may be fixed points of the route, points of wood concentration, locations of quarries of road-building materials, etc. (in addition to the coordinates, these points can be complemented by additional parameters, for example, the amount of timber stock concentrated at a given point). Keywords: logging road; tracing; designing.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1