Systems. Methods. Technologies 3(35) 2017

Systems Methods Technologies. E.V. Chernyshova. Construction of an initial …2017 № 3 (35) p. 138-142 138 ТРИБУНА МОЛОДЫХ УДК 630*663.26:330.15 DOI: 10.18324/2077-5415-2017-3-138-142 Построение начального варианта ветки лесовозной автомобильной дороги Е . В . Чернышова Воронежский государственный университет инженерных технологий , пр . Революции 19, Воронеж , Россия elenabok@mail.ru Статья поступила 16.06.2017, принята 25.07.2017 Описывается простой метод определения положения ветки автомобильной лесовозной дороги в районах лесозаготовок с равнинным и слабохолмистым рельефом , без резко выраженных гидрологических и ситуационных особенностей , влияющих на размещение трассы дороги , не требующий дополнительных подсчетов объемов древесины , а использующий данные непосред - ственно из картограммы запасов . Основная особенность веток лесовозных дорог как технологических путей лесозаготови - тельного предприятия заключается в собирательном характере процесса вывозки древесины , рассредоточенной по площади , занимаемой тяготеющим к данной ветке лесным массивом . Вследствие этого задача трассирования ветки лесовозной авто - мобильной дороги имеет пространственный характер , когда на положение дороги влияют не только локальные условия ме - стности вблизи трассы , но и удаленные от нее участки лесного массива , для освоения которого и предназначена проекти - руемая дорога . В настоящее время для определения положения магистрали лесовозной автомобильной дороги в пределах тя - готеющего лесного массива используется метод трассирования по экономической оси . По этому методу лесной массив раз - бивается на полосы , перпендикулярные общему направлению будущей дороги , которые наносятся на картограмму запасов . В каждой полосе определяется точка , разделяющая запасы древесины в данной полосе на две примерно равные части . Соединяя точки соседних полос , получают приближенное направление трассы дороги , которое соответствует наименьшей транс - портной работе по вывозке древесины в пределах каждой полосы . Этот же метод рекомендуется применять и для трасси - рования веток . Однако в практике проектирования веток лесовозных дорог этот метод в полном объеме применяется срав - нительно редко ( в основном , для крупных объектов ), и ветки в большинстве случаев трассируются на глазок . Ключевые слова : лесовозная автомобильная дорога ; трассирование ; проектирование . Construction of an initial version of a logging road E.V. Chernyshova Voronezh State University of Engineering Technologies; 19, Revolution Ave.,Voronezh, Russia elenabok@mail.ru Received 16.06.2017, accepted 25.07.2017 The article describes a simple method for determining the position of a branch of an automobile roadway in logging areas with a flat and low-hilly relief without sharply expressed hydrological and situational features that affect the location of the roadway, which does not require additional calculations of the volume of wood, but uses data directly from the stock cartogram. The main feature of the branches of logging roads as technological ways of the logging enterprise is the collective nature of the wood removal process, dis- persed in the area occupied by the forest tract gravitating to the given branch. Consequently, the task of tracing a branch of a forest- motorway is spatial in nature, when the position of the road is affected not only by the local conditions of the terrain near the route, but also by remote areas of the forest, for which the designed road is intended. At present, the method of tracing along the economic axis is used to determine the position of the motorway highway within the gravitating forest massif. According to this method, the forest is di- vided into strips perpendicular to the general direction of the future road, which are plotted on the cartogram of stocks. In each strip, a point is defined that divides the timber reserves in a given strip into two approximately equal parts. By connecting points of adjacent bands, an approximate direction of the road is obtained, which corresponds to the least transportation work for the removal of timber within each strip. The same method is also recommended for tracing branches. However, in the practice of designing branches of log- ging roads, this method is fully used relatively rarely (mainly for large objects) and branches are mostly "traced" in most cases. Keywords: logging road; tracing; designing. Введение Неприменение при трассировании веток лесовозных автомобильных дорог метода по экономической оси объясняется целым рядом его недостатков , основной из них — неэкономический критерий оптимальности по - ложения трассы дороги на местности , минимум транс - портной работы по вывозке древесины [1]. Предложен - ный для устранения этого недостатка метод редуци - рующих коэффициентов , корректирующих объемы запасов по вывозке древесины по обеим сторонам до - роги , не нашел широкого практического применения из - за сложности определения этих коэффициентов на ранней стадии проектирования — этапе камерального трассирования дороги [2, 3]. Кроме того , метод реду -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTk0ODM1