ovr-1

С 30 июня по 2 июля с.г. в городе Кемерове проходил региональный семинар-совещание проректоров по воспитательной работе образовательных организаций высшего образования  Сибирского и Дальневосточного Федеральных округов «Система взаимодействия органов студенческого самоуправления и администрации вузов», организованный Советом проректоров по воспитательной работе образовательных организаций высшего образования России, Кузбасским государственным техническим университетом имени Тимофея Федоровича Горбачева (первого ректора КузГТУ), при поддержке Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по делам молодежи Росмолодежь. Семинар-совещание был посвящен вопросам повышения эффективности взаимодействия органов студенческого самоуправления и администраций вузов по проблемам обеспечения условий организации воспитательной деятельности и деятельности ОСС.

Совещание проходило в течение 3-х дней. На семинаре присутствовали: председатель Совета проректоров по воспитательной работе ООВО России А.Р. Савелов, заместитель начальника управления регионального взаимодействия Федерального агентства по делам молодежи Росмолодежь К.Г. Шапиков, ответственный секретарь комиссии по вопросам информационного обеспечения государственной национальной политики Совета при Президенте РФ А.Н. Худолеев, проректор по воспитательной и социальной работе государственного автономного образовательного учреждения высшего образования г. Москвы «Московский городской педагогический университет» Н.С. Трухановская, руководитель исполнительной дирекции Совета проректоров по воспитательной работе России М.И. Дударова и другие.

ovr-2

Три статьи Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентируют воспитательную деятельность в вузе: ст.2, ст.12, ст.28. Федеральный государственный образовательный стандарт ФГОС ВО 3++ содержит 9 общекультурных компетенций, из которых 4 компетенции, овладение которыми – результат воспитательной деятельности в вузе. Из ФЗ №273-ФЗ: «Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, семьи, общества и государства». Поставив воспитание на первое место в процессе образования, еще до недавнего времени не существовало документа, регламентирующего воспитательную деятельность в ООВО. На сегодняшний день принят Стандарт воспитательной деятельности ООВО, где особо отмечается, что воспитательная деятельность – неотъемлемая часть учебной и внеучебной деятельности каждого преподавателя ООВО, отражаемая в обязательном порядке в индивидуальных планах преподавателя. Воспитание должно обеспечивать достижение 2-х групп результатов:

  • количественные, имеющие формализованные показатели: победы обучающихся в конкурсах и соревнованиях, рост количества студенческих объединений, увеличение количества участников проектов и т.д.;
  • качественные, не имеющие формализованных показателей, так как принадлежат внутреннему миру человека: жизненные смыслы, ценности, идеалы, социально-культурные потребности и т.д.
    Воспитательная деятельность в университете требует стабильного финансирования, контент-анализ документов, анализ сайтов, анкетирование студентов. Обязательными документами являются: Концепция воспитательной деятельности, Комплексный план воспитательной деятельности, планы мероприятий факультетов, кафедр. Должен функционировать Совет воспитательной деятельности в университете, институт кураторства.

ovr-3

273-ФЗ определяет: «Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Создание условий для самоопределения и социализации обучающегося осуществляется в форме развития студенческого самоуправления.

В ведущих вузах страны созданы и развиваются многочисленные студенческие объединения от 11 (КузГТУ) до 40 (в АлтГТУ). Это творческие студенческие клубы, штабы студенческих отрядов, советы общежитий, студенческие спортивные клубы, клубы  «отличник», спасательные отряды, медиа-клубы, студенческие научные клубы, студенческие журналистские клубы, информационные клубы, инновационные клубы, клубы патриотического поиска,  волонтерские отряды, экологические отряды, профсоюзная организация студентов  и другие, возглавляемые руководителем/председателем из числа обучающихся. Создание вышеуказанных объединений и вступление в их ряды осуществляется на добровольной основе и по инициативе обучающихся.

Координацию деятельности всех этих объединений осуществляет Студенческий совет (Совет обучающихся/Объединенный совет обучающихся), состоящий из председателей/представителей вышеуказанных объединений. Направления деятельности Студенческого совета многогранны, в частности, члены Студенческого совета участвуют в разработке и вносят свои предложения в Единый стандарт качества образования РФ. 

В 2016 г. в своих регионах будут выбираться уполномоченные по правам студентов, что позволит обращаться к уполномоченному по всем интересующим вопросам каждому обучающемуся ООВО.

В соответствии с Федеральным законом №98-ФЗ от 28 июня 1995 г. «О поддержке молодежных и детских общественных объединений» деятельность студенческих объединений поддерживается в форме грантов на их развитие. Только летом этого года Федеральное агентство по делам молодежи Росмолодежь разыграло 250 миллионов рублей на грантовую поддержку более 1000 идей. Создается Единый реестр молодежных общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой. Единые программы развития студенческих объединений, реализуемые Студенческим советом,  находят свою поддержку в грантах Росмолодежи от 1 до 30 млн. рублей. Приоритетным считается создание большого числа клубов и студенческих объединений по интересам обучающихся, с целью вовлечения в их деятельность практически всего контингента обучающихся.

Создание новых студенческих объединений, активная жизненная позиция студентов способствует подготовке современного, успешного и востребованного специалиста.

Г.П. Плотникова,

Зам. проректора по учебной работе

ovr-4

ovr-5

ovr-6

ovr-7

ovr-8

ovr-9